Ответить
Список форумов
Мокрое валяние из шерсти Мастер-классы по мокрому валянию
1
Вход
|
Поиск
|
FAQ
|
Правила форума
Смайлик
Оформить текст
Жирным
Наклонным
Подчеркнутым
Зачеркнутым
Подстрочным
Надстрочным
Выровнять текст
- Слева -
- По центру -
- Справа -
Вставить в текст
URL cсылку
Изображение
Видео Youtube
Скрытый текст
Тег для кода
Тег для цитаты
Тег для цвета
Аудио SoundCloud
Код подтверждения:
Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.
[quote=Irida post_id=19984 time=1508753041 user_id=73] Советы и пожелания от чудесного мастера Нины Демидовой [spoiler=Как определить, что изделие свалялось?]Серьезный вопрос... Самое простое - это посмотреть и пощупать войлок живьем.. если бы это было так просто.. увы. Я попробую описать свои ощущения несколькими путями, и возможно, все вместе, они дадут хоть какую-то отдаленную картину. Говорим про тонкий войлок. Итак, если у нас шарф, три слоя.. не имеет значения сколько поперечных, сколько продольных. Договариваемся только, что у нас раскладка более-менее равномерная, потому что описывать тут как на вашем шарфе появятся замечательные дыры из-за плохой раскладки, у меня намерений нет. Пусть он будет простой гладкий шарф, никаких эффектов.. так даже хуже - эффектами иногда можно сгладить кривую раскладку )) Список приведен в произвольном порядке, без учета степени важности. Где важно - я подчеркиваю отдельно. 1. Допустим, мы подгибали край шарфа. В этом случае внимательно смотрим на край - не должно быть видно никаких соединений, переходов. Должна быть однородная структура полотна. ВАЖНО 2. Направление волокон. Их не должно быть видно. Вообще. Никаких. Если по шарфу можно угадать направление раскладки шерсти - однозначно недовалян. Структура долна быть.. сейчас придумаю сравнение... как велюр, например.. нет... как мох! мелкий плотный мох, волоски шерсти как бы уходят своими кончиками внутрь полотна, сплетаются. Т.е. волосок не лежит на поверхности ровно, а предстваляет собой что-то типа спирали, причем, очень сильно закрученной. Посмотрите внимательно - по всей поверхности должно быть одинаково, бывают недовалянные шарфы кусками - часть свалялась, часть - нет. Особенно часто я это вижу на нуношарфах. Края сваляны хорошо, а середина - видно направление шерсти... ужасно ((... ОЧЕНЬ ВАЖНО 3. Бугорки, они же пупырки на шерсти. Чем менее свалян шарф, тем крупнее бугорки. Даже если вывернуться наизнанку и гладить шарф хоть сидя на утюге - эти бубочки все равно будут видны. Чем лучше шарф свалян, тем мельче пупырки, они становятся как зерно, и хорошо разглаживаются утюгом. А большие бугорки неэлегантны и смотрятся мерзко. 4. Волосатость полотна. В принципе, многое зависит от шерсти. Но лохматость уменьшается при уваливании, чем лучше сваляли - тем менее лохматый выйдет шарф. 5. Плотность полотна. Сваляный войлок - плотный, независимо от количества слоев. Он не объемный, он плоский. Напоминает в мокром виде замшу, и по плотности - такой же: тонкий, упругий, цельный, в меру эластичный. КРАСИВЫЙ.... ОЧЕНЬ ВАЖНО 6. Однородность полотна - при полноценном свойлачивании более тонкие участки сбегаются, более плотные - утоньшаются (конечно, все относительно), но на хорошо сваляном шарфе огрехи раскладки видны значительно меньше, чем на недовалянном. ОЧЕНЬ ВАЖНО 7. Толщина полотна. Хорошо свалянное полотно всегда более тонкое, чем недовалянное. Это хороший аргумент для убеждения тех, кто говорит - а мне нравится так (в смысле - недовалянный) - шарфик такой мягонький и пушистый. Неправда - он рыхлый, а не мягкий (согласитесь это разные вещи!), лохматый, а не пушистый. Свалянный шарф тонкий-тонкий, как бритва )) мокрым, он напоминает мне фольгу - шуршит, блестит, и немного топорщится на местах сгибов. Высохнув и погладившить, вся кажущаяся жетскость пропадает. 8. От шарфа не должно оставать никаких фрагментов - ни волосков, ни тем паче прядей. Из свалянного шарфа вообще выдрать хоть один волосок целиком вообще нельзя. ОЧЕНЬ ВАЖНО 9. [b]Соблюдение технологии: валяние под горячей водой, термошок, шмякание об пол/ванну раз двадцать, потом опять все заново[/b], можно еще два раза.. гарантирую, что все сваляется правильно, главное - не торопиться и не экономить на двадцаит минутах. САМОЕ ГЛАВНОЕ. 10. Смотреть на просвет - никаких не должно быть разводов или "течений" - разумеется, войлок не будет одинаков совершенно, где-то чуть больше просвечивает, где-то слабее, но помним про "спиральки" - никаких прямых волокон ни снаружт, ни внутри шарфа не должно наблюдаться! 11. Съеживание или усадка. Ну, индивидуально. Зависит от раскладки, количества слоев, толщины, шерсти и пр. пр. Но все же меньше, чем 25% я думаю, быть не может ни при каких обстоятельствах. Даже наверное 30% - минимум. К сожалению, это очень примерный признак. На него полагаться нельзя. Если съежилось, то еще не значит, что свалялось. 12. Свалянная вещь в носке ведет себя прекрасно - заломов у нее нет, она мало "катается", не пушится и выглядит аккуратно. Хорошо драпируется, а не безжизненно свисает с шеи владельца (видели мы и такое), держит форму. К несчастью, многое зависит от шерсти.. 13. [b]Еще один важный признак хорошо свалянного изделия[/b] (напомнила Татьяна Manonknits - спасибо ей!). Слезы радости - так я называю это явление. [b]Если вы отжимаете свалянное изделие (выкручиваете), то выдавливаются аккуратные круглые бисеринки воды и сбегают по шерсти, не впитываясь. Или на свалянное изделие, с которого уже стекла вода, вы побрызгаете водой - капли в большинстве своем стекут с шерсти, не намочив ее[/b]. Этот процесс начинает происходить даже не на самом последнем этапе сваливания, то есть я хочу сказать, что если вы заметили эти слезки, то проверьте остальные признаки - возможно вы уже на финишной прямой, но еще не стоит останавливаться. Это я к тому, что нельзя руководствоваться только одним каким-то признаком. 14. Еще одно важное дополнение, которое пришло в комментарии Надежды Кармановой nkarmanova. Я тоже уже порядком долго использую этот способ для определения свалянности войлока. [b]Захватите полотно двумя пальцами - сверху и снизу - и попробуйте круговыми движениями "растереть" войлок. Под пальцами не должно быть никаких движений волокна. Если войлок не свалялся, то слои будут слабо перемещаться относительно друг друга.[/b] Если в этом месте разрезать полотно, то вы увидите внутри несвалявшиеся волокна шерсти. [b]Если полотно не смещается при растирании, то скорее всего, проникновение волокон произошло успешно, и войлок свалялся.[/b] В принципе, все выше написанное, полностью подходит и для плотного (толстого) войлока. На сумках, как я обратила внимание, толщина полотна уменьшается, если войлок хорошо свалян. Да и на тапках то же самое. Только валять дольше надо, чем шарф. Так, у кого-нибудь будут добавления? Буду рада познакомиться, т.к. все взято из головы за полчаса, могла что-то и забыть (наверняка забыла!). Пишите! Вопль! )) Важно - нет обратной связи между степенью свалянности войлока и его легкостью. Не надо боятся "валенка" вместо шарфа, и поэтому лепить недовал - так она будет "ажурнее". Фигня! Валенок выйдет, только если раскладка толстая, шерсть грубая и никак иначе. И степень готовности войлока тут ни при чем. Готовый войлок красив и аккуратен, он тонкий, плотный, но прекрасно драпируется. Короче, никакой не валенок. Это одно из самых распространенных заблуждений, и вредных. Нам просто не хватает знаний!! Не приходит в голову, что если хорошо свалять, то полотно УТОНЬШАЕТСЯ, а не утолщается. Эх, как бы эту идею запустить в массы. А то через одного слышу: ой, я боюсь валять сильнее, вдруг выйдет грубо! А выйдет наоборот - лучше! [url]http://nini-ka.livejournal.com/2009/11/27/[/url][/spoiler] [spoiler=Поговорим о динамичном образе изделия из войлока на примере шарфа]Хочется верить, что изложенные здесь мысли помогут мастерицам более творчески подойти к валянию )) Натолкнули меня на идею написать этот материал скучные шарфики, которые периодически проскальзывают на войлок_ру. Множество раз я встречала в сообществе фотографии шарфика и радостную подпись под ней – «вот сваляла, все в восторге». Смотрю на фото и вижу чаще всего однотонное нечто, совершенно непропорциональное, строго симметричное изделие, плоское и настолько статичное по восприятию, что проще сказать – монументальное – творение. Скульптура шарфа. Мне становится грустно, но замечание делать неудобно, да и советы никто не просит, так что оставляю запись без комментариев, чтобы не обидеть хорошего человека. Часто бывают и очень симпатичные фактуры, но сами изделия очень статичны, как будто вырезаны из картона. Почему возникает такое чувство? Видимо, у людей мало фантазии, или не хватает опыта, или знаний, а может быть, они просто не задумываются, валяют и все. А ведь достаточно проявить немного фантазии, потратить лишние полчаса – и вещь станет неузнаваемой совершенно. Идея написать материал по этой теме возникла давно, уже месяца два я обдумывала, в какую форму заключить свои мысли – в таблицу, текст, рисунок? Хочется, чтобы информация воспринималась легко, без заморочек. И как же ее упаковать? В общем, вот, что у меня получилось. Текст, похоже, будет длинный, поэтому я, скорее всего, буду печатать его с продолжением. Я постаралась расположить пункты таким образом, чтобы они следовали по мере усложнения технологии валяния, т.е. шли от простого – к сложному. Разумеется, кто-то со мной не согласится, но я не претендую на абсолютную истину, просто излагаю свою точку зрения. 1. Качество и количество шерсти Итак, чтобы у нас вышел красивый во всех отношениях шарф, перво-наперво (и это есть самое простое) нам надо определить, какая шерсть пойдет для его изготовления. Шарф – существо деликатное, и что бы там не говорили про троицкую шерсть или меринос 28 микрон, но я не соглашусь никогда, что владелец шарфа должен чесаться и ежится в объятиях нашего творения. Никакой эпитет типа «шарфик бодрит», «почти не колется» и пр. не могут оправдать это свойство. Колючая и грубая шерсть на не подходит, ведь никто же не делает, пардон, трусы из брезента, и ясно, почему. Вот и шарф должен соответствовать определенным требованиям, т.к. он соприкасается с кожей. ЭТО ВАЖНО. При этом, я не спорю, что грубая шерсть может использоваться в шарфах – для создания эффектов, акцентов и пр. – почему нет? В общем, чтобы не повалять и выбросить, а сделать и пользоваться – проверьте шерсть. Сделать это элементарно – образец, желательно не с наперсток размером – ничего не поймете, лучше – 20х20 см в готовом виде (уже свалянный). Делается 5 минут, и усадку рассчитаете, и толщину, и проверите «колючие» свойства шерсти. Будем считать, что с шерстью разобрались, и это было самое простое (мы еще вернемся к составу материалов, но позже). Вроде пора бежать валять, ан нет. Кроме того, что мы нашли нужную шерсть, надо еще убедиться, что ее ХВАТАЕТ. Тут советовать нельзя – все зависит от размера, желаемой толщины и пр. В среднем (у меня) на хороший длинный шарф уходит не меньше 100 грамм. Я делаю большие вещи. В общем, если сомневаетесь – лучше отложите шерсть и возьмите другую. Или. . вот это тоже важно – если есть сомнения, что шерсти может не хватить – продумайте следующие пути отступления – изменить пропорции шарфа ( сделать его короче и уже), найти к нему на всякий случай шерсть-компаньон и на «нехвативший» хвост пойдет другая шерсть.. а вы будете говорить, что «так и было задумано». Ну, вроде с этим моментом все. Мы еще даже не начали валять, а уже избежали две серьезнейших ошибки. 2. Этот пункт назовем «Физические свойства войлока». Что я имею в виду. Никакой дизайн, самый что ни есть дизайнерский, не спасет вещь, если она a. плохо сваляна b. плохо разложена c. или изготовлена из неправильного количества слоев. С пунктом 2с успешно справится образец из пункта 1. Чем не способ? С пунктами 2а и 2b – более долгая песня. Раскладка, по моему скромному мнению – это более половины успеха. Рецепт простой – сначала вы тратите уйму времени и будете каждую прядь вымерять, а потом это придет с опытом. Про раскладку я еще буду писать отдельно, не в этом посте. Здесь будем считать, что все себе примерно представляют, как должна правильно трепаться шерсть. Насчет «плохо сваляна» у меня уже есть пост, где я попыталась собрать все признаки хорошо свалянного войлока. Кто не читал – посмотрите, если интересно. Итак, принимаем к вниманию, что красивый шарф должен быть довалян до кондиции, иметь нормальную толщину (его нельзя ставить в угол), и быть без незапланированных (подчеркиваю приставку «не») проплешин, лысин и дыр – тех самых «радостей», которые приносит нам неаккуратная раскладка. Почему этот пункт идет под номером 2? Это, безусловно сложные моменты – аккуратно разложить шерсть, хорошо свалять. Никто не спорит. Но это скорее не творческий, а технологический аспект, один раз освоив технологию, мы можем произвести кучу скучных одинаковых прекрасно свалянных шарфов. Однако, нас хоть никто уже не упрекнет в плохом качестве наших безликих изделий )).. уже хорошо! 3. Пропорции Боже! Это ужас. Повсеместно неправильные пропорции - я не художник, не скульптор, не архитектор, и вообще далека от «искусственных» сфер. Но я понимаю, что такое пропорции, и для этого необязательно заканчивать художественную школу. Зачем делать шарф, который по длине почти не отличается от ширины? Как его носить? И почему так выходит? Чем меньше разница между длиной и шириной шарфа, тем шарф ужаснее. Лучше тонкий как нитка, но длинный, чем короткий и широкий. Вижу две причины: одна печальная – лень, неохота копаться, итак сойдет. Вторая – неправильный расчет. Но уж до такой степени неправильный, что мне кажется, что там и не было никакого расчета вовсе, скорее всего, прикинуто на глаз. Может быть, стоит на бумаге просчитать размеры, когда видишь написанные цифры – это дисциплинирует. А правильный расчет нам поможет сделать образец из п.1. Хотя правильно замечают девушки – в образце войлок ведет себя малость по-другому, чем в готовой вещи. Однако, не настолько по-другому, чтобы образцом пренебречь. Необязательно к каждому шарфу делать образец, если шерсть одинаковой выработки, и раскладка одинаковая, то расчеты сделайте один раз, и этого хватит. Кстати, не забудьте пометить, где на образце верх-низ, право-лево. Это к тому, что если нечетное количество слоев, то садиться будет неравномерно, в зависимости от того, каких слоев больше – продольных или поперечных. Это, кстати, важное замечание. Что еще можно на эту тему сказать. Ну, что 30% усадка в среднем – ну хотя бы это имейте в виду, хотя шарфы, по-моему, садятся даже немного больше у меня. Еще – лучше сделать чуть длиннее и, бог с ним, отрезать потом (кощунство!), чем сварганить кургузый шарф и притворяться, что все окей. Итак, пропорции крайне важны, уже одни только размеры изделия могут придать ему привлекательность и динамичность, живость. По-моему это совсем несложно, ваше мнение? http://nini-ka.livejournal.com/2009/12/05/[/spoiler] [spoiler=Некоторые слагаемые дизайна]4. Цвет Большие, безграничные возможности дает игра цвета. При этом от нас не требуются никакие дополнительные навыки валяния –« те же яйца, только вид с боку» )) Можно придумать и выполнить замечательный однотонный шарф. Но при этом качество изделия: его пропорции, края, толщина полотна, свалянность , качество шерсти и пр. должны быть безукоризненны. Я ничего не имею против однотонных шарфов – они благородны, лаконичны и всегда актуальны. Я против, когда не хватает фантазии ни на что, кроме однотонных шарфов. Что можно предложить в качестве альтернативы? Самое первое – подобрать по цветовому кругу цвет-компаньон. Набираете в поисковике словосочетание «цветовой круг» и окунаетесь в теорию. Определитесь с концепцией изделия – вам нужен цвет-дополнение или контрастный цвет? Сколько цветов хотите? Как вы их расположите? Будет ли основной тон и акценты или будут равноправные составляющие? Можно сделать плавный переходи цвета (раскат), расположить акценты на краях или в центре, сделать динамичные разводы, «заезды» цвета на сопредельные территории и пр. пр. – вариантов не счесть. Это даже странно, что с цветом играют как-то редко, скудно, боятся смешивать цвета, уделяя внимание в основном известным, классическим сочетаниям, избегая экспериментов. Вот примеры, на первый взгляд, "диких" сочетаний, но у меня постоянные заказы на них: Кстати, цвет позволяет замаскировать многие огрехи работы. Иногда, особенно на первых шагах – когда техника еще хромает – этим грех не пользоваться. Только надо помнить, что на темных цветах проплешины заметнее, чем на светлых )) Примечание. Важно упомянуть о порядке обратной раскладки. Если мы делаем шарф с разводами, то важно помнить, какого цвета шерсть на границе разводов лежит сверху на нижней стороне шарфа, чтобы потом в таком же порядке воспроизвести разводы на верхней стороне. Надеюсь, понятно, что я имею в виду. Хотя об этом я тоже собираюсь писать подробно и с картинками. Вот фото шарфа, при изготовлении которого это предупреждение весьма полезно. В общем, цвет – это наше все. Давайте им пользоваться. 5. Края (границы) шарфа Это уже более сложный и требующий достаточных практических навыков этап. Сейчас опустим технические тонкости, потому что мы говорим только о творческом аспекте. Неаккуратные, или очень плотные вследствие подгиба (из-за чего шарф плохо драпируется) края не украшают наше изделие. Что можно придумать вместо прямых (т.е. кривых) краев? Волнистые: С загогулинами, завитушками и пр.: С «хвостами»: «Драные», с эффектом неряшливости (ну, это надо быть очень хорошим мастером - у меня пока и примеров нет) Фигурно обрезанные и заваляные (в виде листиков, цветов и пр.) - я такие не люблю, но видела несколько раз очень милые вещицы, особенно мне запомнился шарфик Katuyshki из комплекта "Мои крокусы", жаль, у меня нет его фотографии. С зубчиками (ровными или разной длины): С оборкой из ткани и пр.: Думаю, главное – выйти за основную плоскость шарфа и продлить его в разных направлениях, чтобы создать шарфику (да и любому изделию) динамический образ. Ну самое сложное – это сделать красивый ровный прямой край. Сложное, потому что требует навыка, во многом – в раскладке, в валянии, в подгибе, в проработке краев. В общем, куча сложностей, но именно прямые края – самые популярные. Кстати, можно просто свалять шарф, совсем свалять, и если вы – фанат прямых краев – обрезать его и завалять срезы. Мало кто так делает, почему-то предпочитают оставить облезлый край с толстыми неоднородными по толщине краями, чем отрезать. Я сама не режу шарфы, но если выбирать из двух зол – то я выберу ножницы. А про края у меня будет отдельный пост – как их делать.. с вашей помощью надеюсь осилить )) 6. Декор Ну, здесь не все так плохо – можно украсить шарфы (что и многие делают) шелковыми, бамбуковыми и пр. натуральными прядями, реже используются отходы сари (ленты такие), распущенные шелковые полотна (это типа мережки в куске – только продольные нити, а поперечных нет), склетированные листочки, бусины, ракушки и пр. Можно привалять кружева и аппликацию, нити сари и прочую белиберду. Мы совершенно забываем про художественную вышивку и стежку! Войлок прекрасно вышивается, мулине стоит недорого, а какое удовольствие протыкать войлок иглой! Но чаще создатели шарфов ограничиваются лишь щепотками шелковых (или других) волокон, которые наводят на подозрение, что у автора проблемы с воображением. Но тут еще финансовый аспект вмешивается – аксессуары стоят немало, но почти всегда можно найти что-то недорогое у себя под боком, необязательно заграницей – ну те же мулине. К примеру: вот как смотрятся эти шелковые нитки в длинной мережке. Не утверждаю, что красота - глаз не оторвать.. но главное - пробовать! а это пример шелковых отходов/лент, тут она кусочками порезана и приваляна. В общем, берете кусочек шелка, треплете его изо всех сил до сильно-пресильной лохматости и валяете: Жду дополнений к этим пунктам - наморщите мозг, товарищи! Давайте добавим опций к перечисленным уже вариантам, чтобы сделать максимально полезную подборку. Я не дизайнер и не художник, как уже говорила, мои записи (особенно про цвет) могут показаться профессионалу примитивными, дико извиняюсь, но зато ниоткуда не списано )) http://nini-ka.livejournal.com/2009/12/07/[/spoiler] [/quote]
Настройки
Отключить в этом сообщении BBCode
Отключить в этом сообщении смайлики
Не преобразовывать адреса URL в ссылки