Ответить
Список форумов
Как выбрать школу
1
Вход
|
Поиск
|
FAQ
|
Правила форума
Смайлик
Оформить текст
Жирным
Наклонным
Подчеркнутым
Зачеркнутым
Подстрочным
Надстрочным
Выровнять текст
- Слева -
- По центру -
- Справа -
Вставить в текст
URL cсылку
Изображение
Видео Youtube
Скрытый текст
Тег для кода
Тег для цитаты
Тег для цвета
Аудио SoundCloud
Код подтверждения:
Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.
[quote=Светлана post_id=2681 time=1268080931 user_id=54] [u]Школа: как пережить и не потерять здоровье[/u] Когда мы выбираем для своих детей школу, то хотим, чтобы она давала им как можно больше знаний, и редко задумываемся, а будет ли школа заботиться о здоровье своих учеников. Исследования показали, что сегодня среди выпускников украинских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! В среднем – один ученик на класс. Половина выпускников не может получить профессию по душе из-за плохого состояния здоровья. И здоровье наших детей резко ухудшается именно за годы обучения в школе. Нельзя сказать, что такое положение вещей не волнует педагогов, ученых, государственных мужей. Волнует. Об этом пишут, это обсуждают на совещаниях и конгрессах. Но в реальной жизни пока ничего не меняется. [u]Урок в движении[/u] Доктор медицинских наук Владимир Базарный уже больше четверти века ищет способы, как защитить организм ребенка от неблагоприятного воздействия современной школы. Он считает, что главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка. Ученый разработал несложные приемы, которые позволяют любому учителю вести уроки так, чтобы дети находились в движении. Например, в классе на половине парт стоят специальные конторки, часть урока дети за ними пишут и читают стоя. Причем стоят они в носочках на массажных или самодельных ковриках с нашитыми на них пуговицами, невольно переминаясь с ноги на ногу. Методические материалы расположены в классе так, что детям все время приходится поворачиваться в разные стороны и искать их взглядом. На потолке нарисованы офтальмологические тренажеры, ученики, время от времени водя взглядом по этим линиям, дают отдых глазам. Наш мозг устает от созерцания прямых линий, он не создан для их наблюдений, потому что в природе прямых линий нет. Кстати, это одна из причин, почему нас утомляет городской пейзаж. Чтобы сгладить неприятное впечатление от прямых углов классной комнаты, школьной мебели, стендов, в классе на стенах, на доске много волнистых линий. Даже картинки, необходимые для урока, учитель развешивает на доске не горизонтально, а волно-образно. Все эти приемы используют последователи Базарного в сотнях школ страны. Впрочем, конторки, возможность переходить на уроке с места на место, то вставать, то садиться – не новшества, придуманные самим В. Ф. Базарным. Писали и читали стоя и в школах XIX века, картина Н. Богданова-Бельского «Устный счет» наглядно показывает, что ученики дореволюционной сельской школы имели возможность ходить по классу во время решения математических задач. Не сидят, замерев за партой, а ходят по комнате, располагаются на полу и ученики младших классов в школах США. Но В. Ф. Базарный и не отрицает, что он только научно обосновал весь тот хороший опыт, который существовал когда-то в школе. И убедился, что его метод работает. Эксперимент, который был проведен в четырехстах школах показал, что у 95% детей, обучавшихся в тех классах, где применялись методики Базарного, здоровье не только не ухудшилось, но и улучшилось! Исправилась осанка, повысилась острота зрения, дети опередили в росте своих сверстников. [u]Феномен раздельного обучения[/u] Не только эти простые новации В. Ф. Базарный предлагает ввести в школах. Он активный сторонник раздельного обучения мальчиков и девочек в начальных и средних классах. Дети могут ходить в одну школу, вместе играть на переменах, участвовать в общих школьных мероприятиях, но учиться мальчики и девочки должны раздельно. Такое обучение позволит педагогам учитывать особенности гендерного развития (все знают, что мальчики и девочки взрослеют не одновременно), избавит школьников от лишних стрессов и не нанесет вред их здоровью. Идею раздельного обучения поддерживают и многие физиологи. Мозг мальчиков и девочек развивается по-разному и с разной скоростью. В младших классах девочки опережают мальчиков в развитии: они лучше выполняют типовые задания, лучше отвечают и устно и письменно, потому что речь их в этом возрасте более развита, легче выполняют некоторые мыслительные операции… До 5–6-го класса девочки доминируют и физически, и интеллектуально, и социально. А мальчики находятся в состоянии постоянного стресса, потому что школа в лице учительниц-женщин требует от них, чтобы они подражали успешным девочкам и в поведении, и в учебе, подавляли в себе мужское начало, природные мужские особенности. Да еще девочки, более зрелые и физически и духовно, в младших классах навязывают мальчикам свои пристрастия, привычки, взгляды, страхи… В результате многолетний стресс не только ухудшает здоровье мальчиков, за школьные годы они теряют истинно мужские качества– целеустремленность, уверенность в своих силах, умение отвечать за свои решения и отстаивать свое мнение… Раздельное обучение, которое применяется в экспериментальных школах, демонстрирует любопытные результаты. Мальчики, вышедшие из «мужских» классов, по росту оказываются выше своих ровесников: в московской школе № 760 имени А. Маресьева, которая больше 20 лет использует некоторые технологии В. Ф. Базарного, выпускников ростом ниже 180 см не бывает. У всех хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения. Но ведь и девочкам раздельное обучение идет на пользу! Исследование, которое много лет вел в этих школах Институт гигиены детей и подростков, показывает, что здоровье учениц «девчачьих» классов намного лучше, чем у их сверстниц из смешанных классов. У них были лучше и показатели пульса, и артериального давления, и состояние желудочно-кишечного тракта, они демонстрировали более высокую работоспособность. Все мальчики и девочки, которые обучаются раздельно, болеют в 3–4 раза меньше, чем их сверстники. [u]Зачем секундомер и шариковая ручка?[/u] Однако не все физиологи поддерживают точку зрения, что именно раздельное обучение сохранит здоровье нашим детям. Есть те, кто главным врагом здоровья считают современные методики преподавания. Например, директор Института возрастной физиологии РАО доктор биологических наук Марьям Безруких уже много лет доказывает вред безотрывного письма и чтения на скорость в начальных классах. Как определить, научился ли ребенок читать? И вот учителя с секундомером в руках замеряют, сколько слов в минуту может протараторить первоклассник. Или берет малыш с первого дня обучения в школе шариковую ручку и учится писать, не отрывая «пера» от бумаги. А оказывается, когда раньше дети писали стальным пером, они испытывали гораздо меньший стресс. Их руки не сводила судорога усталости, у них не поднималось артериальное давление и не учащался пульс, потому что рука выписывала каждую букву в отдельности, мышцы получали микропередышку между нажимами пера, и, пока рука тянулась к чернильнице, мозг и нервная система отдыхали от самой сложной работы из всех, что доводится выполнять человеку, – от письма. Исследования показывают, что сегодняшние школьные методы обучения неэффективны, для 90% детей учеба в школе не интересна! Знания, которые дает школа, не вызывают эмоций и потому отторгаются мозгом. Увы. [u]Рабочий день крепостного крестьянина[/u] Да разве только неправильные методики преподавания подрывают здоровье детей? Посмотрите, какой объем информации должны усвоить дети. Рабочий день старшеклассника длится 12,5–14,5 часов. Просто как у крепостного крестьянина или раба Древнего мира. Чтобы выполнить все, что задали на дом, школьник не должен гулять, заниматься спортом, у него не остается времени ни на чтение, ни на увлечения, ему приходится сокращать время сна. Программы, по которым дети сейчас учатся в школе, в 40% случаев ориентированы на «продвинутый» уровень образования, в то время как одаренных детей примерно 6%, способных – 15%. То есть дети их изначально не могут усвоить. В школах появляются все новые предметы. Кто же будет спорить, что иностранный язык, например, лучше учить с первого класса, чем с пятого; и лучше после школы знать два иностранных языка, чем один; и что в школе нужно преподавать граждановедение (мы ведь хотим получить поколение ответственных сознательных граждан, не так ли?); и что знакомство с мировой культурой – это прекрасно, это необходимо. Но ведь и курс математики остался в школе в том же объеме, что и раньше, и курс химии, физики, русского языка, географии… тоже. И ведь при таких безумных нагрузках наши дети не стали образованнее. Родители выпускников знают, что без дополнительных занятий, без подготовительных курсов и репетиторов поступить в вузы сегодняшние выпускники не в состоянии. [u]Что могут родители[/u] Но что же можем сделать мы, родители? Разработать другие методики преподавания мы не в силах, это дело профессионалов. Написать другие учебники – тоже. Отдать своих детей в школы, где мальчики и девочки учатся раздельно? На всех таких школ не хватит. И вряд ли их станет больше в ближайшее время. В «мальчишечьих» классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения. И все-таки кое-что мы сделать можем. Во-первых, выбирая альма-матер для своего ребенка, посмотрите: она будет только давать знания или еще и хоть как-то заботиться о здоровье своих учеников. Не надо думать, что если ребенку дадут много знаний, их ему хватит надолго. Век назад знания обновлялись каждые 30 лет. Сегодня только за один год обновляется 15% знаний. Ребенку придется учиться всю жизнь, и на эту учебу у него должно хватить здоровья. Посмотрите на выбор школы с этой точки зрения. Если рядом с вашим домом есть школа с раздельным обучением мальчиков и девочек, отдайте ребенка в нее. Если в ближайшей школе учителя применяют какие-нибудь оберегающие здоровье детей методики или технологии, хорошо. Если в школе хотя бы проводят физкультминутки на уроках, а на переменах поят детей фиточаями или кислородными коктейлями, и то польза. Во-вторых, несколько инициативных родителей, объединившись, могут вынудить школу позаботиться о здоровье учеников. Заказать конторки – дело недорогое, исправлять потом ребенку осанку курсами лечебной физкультуры и массажами обойдется дороже, поэтому конторки можно установить в классе за родительский счет. Можно самим начертить на потолке класса офтальмологические тренажеры и убедить учителя пользоваться ими на уроке, хотя бы на 2–3 минуты давать отдых глазам. Можно при очередном ремонте покрасить в классах стены так и так расположить наглядные пособия, чтобы детям было комфортно находиться в этом помещении каждый день. И можно задать директору и завучу вопрос: какие современные методики из тех, что позволяют детям усваивать материал без стресса, без страха перед оценкой, используют учителя этой школы? Эти методики известны, они обсуждаются в педагогической печати и их пора применять. Кстати, опросы показали, и большинство учителей – 79% – не против того, чтобы их освоить. Главное, чтобы школа понимала, какой ценой она вбивает в бедные детские головы знания. [u]Что ухудшает зрение[/u] Чем больше времени дети проводят в помещениях, тем больше шансов, что у них разовьется близорукость, считают австралийские ученые. В Сингапуре 80% призывников 18-летнего возраста близоруки, 30 лет назад этот показатель составлял только 25%. Около 80% школьников из религиозных школ Израиля, где отводится много времени на изучение библейских текстов, страдают близорукостью, в обычных школах близоруких детей только 30%. [u]«Драмкружок, кружок по фото…»[/u]Внешкольная нагрузка – благо как для детей, так и для их родителей, а вовсе не источник усталости и стресса, говорят американские ученые. Исследования показывают, что 10–20 часов в неделю внешкольной активности (участие в спортивных секциях, творческих кружках) впоследствии уберегают подростков от вредных привычек, помогают им получить хорошее образование и улучшают… отношения с родителями. [u]Спорт и поведение[/u] Подростки, которые занимаются спортом и много двигаются, меньше склонны к рискованному поведению, делают вывод американские ученые. Они обследовали 12 тысяч учащихся средних и старших классов и убедились, что подвижные подростки имеют более высокую самооценку, лучше учатся, реже курят, пьют и пробуют наркотики. Такую пользу им приносят не только организованные тренировки, но и любая физическая активность, например, катание на скейтах. [u]Поспать бы![/u] Занятия в школе начинаются слишком рано, считает швейцарский нейробиолог Анна Вирц-Жюстис. Если бы уроки начинались в 9.30 утра, дети бы высыпались и лучше концентрировали внимание и использовали свою память. За последние 20 лет средняя продолжительность сна сократилась с 8,3 до 7 часов, говорят ученые. В Европе рабочий день начинается очень рано. Однако большинство людей – «совы», если бы не обстоятельства, мы бы ложились спать в 0.30 и вставали бы в 8.30 утра. [u]Йод для ума[/u] Около 70% детей не получают достаточного количества йода с продуктами питания. Недостаток йода в питании плохо влияет на развитие мозга. Это приводит к снижению интеллектуального уровня на 10–15%. Выход – употреблять дома в пищу йодированную соль. Дешево и сердито. А главное – эффективно! [u]В школу – только пешком![/u] Для лучшей умственной активности в школу надо ходить пешком. Это показали исследования, проведенные в Великобритании. Транспортная опека родителей плохо сказывается на учебе детей. [u]Не давите на детей![/u] Школьники Великобритании испытывают сильное давление со стороны родителей и педагогов, которые ожидают от них все больших успехов и достижений. Детей «подстегивают» всевозможными тестами, без конца определяют их способности, вместо того чтобы создать условия, при которых они учились бы без страха быть «отбракованными», заявил глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский. Он считает, что каждый десятый школьник Великобритании страдает депрессией и число таких детей значительно выше, чем в других странах Европы. [u][u]Следите за осанкой![/u][/u] У каждого десятого ребенка изношены межпозвоночные диски. К такому выводу пришли шотландские врачи, обследовав 11-летних детей при помощи магнитно-резонансной томографии. Причем лишь треть детей с проблемами позвоночника жаловались на боли в спине. Ученые считают, что, несмотря на отсутствие симптомов, эти изменения могут привести к развитию межпозвонковых грыж, поэтому надо больше уделять внимания правильной осанке и физической активности детей. [u]Живительный глоток[/u] Несколько глотков воды, сделанных во время умственного напряжения, снимают усталость и помогают при головной боли, установили британские ученые. Поэтому в школах Великобритании дети каждый день получают бутылки с питьевой водой и им разрешено ее пить на уроках. [u]Кому в школе трудно[/u] Треть учащихся с трудом адаптируются к требованиям школы, считают специалисты Института мозга человека РАН. Особенно трудно приходится первоклассникам, пятиклассникам, только что перешедшим из начальной школы в среднюю, и подросткам старше 12 лет. Школьную дезадаптацию можно распознать по таким признакам: ребенок отказывается посещать занятия, не может сконцентрироваться на выполняемой работе и довести ее до конца, страдает головными болями, тиками, страхами… Оставлять эти явления без внимания нельзя, надо обращаться к неврологу или психологу. Существуют различные программы по реабилитации таких детей. Специалисты проводят психологическую коррекцию ребенка, назначают ему фармакологические препараты, дают рекомендации родителям и учителям. www.aif.ru [/quote]
Настройки
Отключить в этом сообщении BBCode
Отключить в этом сообщении смайлики
Не преобразовывать адреса URL в ссылки