Ответить
Список форумов
Внешкольные учреждения Статистические данные
1
Вход
|
Поиск
|
FAQ
|
Правила форума
Смайлик
Оформить текст
Жирным
Наклонным
Подчеркнутым
Зачеркнутым
Подстрочным
Надстрочным
Выровнять текст
- Слева -
- По центру -
- Справа -
Вставить в текст
URL cсылку
Изображение
Видео Youtube
Скрытый текст
Тег для кода
Тег для цитаты
Тег для цвета
Аудио SoundCloud
Код подтверждения:
Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.
[quote="L I K" post_id=9609 time=1315760029 user_id=61] Хорошую тему затронули, полезную очень. Сегодня большинству детей нормальное внешкольное образование просто недоступно. Размещу две статьи, так сказать для размышления, есть и цифры и информация. [spoiler=Внешкольное воспитание. 16 лет спустя][b]Внешкольное воспитание. 16 лет спустя[/b] Юлия Борисова «Зеркало недели» №8, 03 марта 2007, 00:00 Помните, как когдато после школы все девочки спешили петь, танцевать, вязать, а мальчики мастерить самолеты и корабли, играть на барабанах и готовиться к походу в горы. Кроме этого, по дороге в секцию все старались перевести старушку через дорогу и уступить место в автобусе. А за пределами школы, казалось бы, неисправимый двоечник и разгильдяй становился членом команды и другом. Сегодня, наверное, каждому приходилось видеть старшеклассника с ранцем на плечах и пивом или сигаретой в руке. Детьми, дышащими клеем прямо на улице, уже никого не удивишь. Это то, что мы видим. А еще есть статистика. За последние десять лет почти вдвое выросло количество поставленных на учет несовершеннолетних школьников, употребляющих наркотики. Каждое второе преступление, совершенное ими, тяжелое. Больше половины таких осужденных на момент совершения преступления нигде не учились и не работали. Их количество по сравнению с 1990 годом возросло на 40,4%. Научные и социологические исследования показывают, что вся эта картина — следствие плохого воспитания, неправильной организации свободного времени молодых людей, низкого культурного уровня и размытости ценностных ориентиров. И это закономерно. Ведь сегодня украинских детей, которые в большинстве своем не видят родителей целыми днями и в лучшем случае предоставлены бабушкам и дедушкам, в обязательном порядке только образовывают, но не воспитывают. И если вдуматься в то, что записано в Основном Законе государства, то получается, что из ребенка, обделенного по какимто причинам вниманием взрослых, при не самых плохих обстоятельствах получится имеющий понятие о логарифмах невежа, поскольку воспитательная роль у нас лежит на внешкольном образовании, а оно необязательное. Конституция декларирует равный доступ к внешкольному образованию. Но, как утверждают научные сотрудники, эксперты и сами работники внешкольных учреждений, зачастую в стране нет либо равного доступа (популярные кружки платные), либо самого качественного внешкольного образования с сетью учреждений, которые могут заинтересовать современного ребенка. Обратимся к цифрам. Сеть внешкольных учебных учреждений (без спортивных школ), находящихся в сфере влияния Министерства образования и науки, с 1524 в 1991 году сократилась до 1481 в 2005 году. С клубами по месту жительства и комнатами школьника, которые координирует Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, ситуация хуже — только с 2003 года прекратили свое существование 150 учреждений. Открываются и новые внешкольные учреждения. Например, за последний год их количество в сельской местности выросло на шесть единиц, в Одесской области за последние два года — на три, в Днепропетровской, Ивано-Франковской, Киевской областях и в Киеве — на две, а в Волынской, Харьковской, Черниговской, Николаевской и Львовской областях — на одну. Увы, этот рост все равно не компенсирует сокращения сети в целом. В качестве контраргумента Министерство образования и науки приводит такие данные: несмотря на значительные потери в середине 90-х, сейчас процент детей, вовлеченных во внешкольное образование, от общего количества детей школьного возраста (по сравнению с 1991 годом) возрос на 0,6%. Хорошо, что детей удалось «вернуть», но почему же при такой сложной ситуации в стране с несовершеннолетними не удалось привлечь больше детей? Ведь во внешкольных учреждениях в Украине занимается только четвертая-пятая часть всех детей школьного возраста, в то время как в России во внешкольном образовании занято около 40% детей, а в Бельгии около 40—50% детей посещают разные клубы при школе. [b]Первые камешки новой стройки[/b] Научные сотрудники, изучающие это направление, говорят, что в первые годы независимости внешкольное образование захлестнула волна проблем. Луиза Ковбасенко, научный сотрудник лаборатории деятельности внешкольных учебных учреждений Института проблем воспитания Академии педагогических наук Украины, работавшая в первые годы независимости главным специалистом по этому направлению в Минобразования и науки, говорит, что финансирование капитального строительства тогда сразу прекратилось, а все силы были брошены на сохранение сети. «Тогда по всей стране начали открываться новые государственные структуры, разные комитеты и ведомства, например, по борьбе с наркоманией и беспризорными, — рассказывает Луиза Ивановна. — Им нужны были помещения. У школ забирать нельзя, и тогда началась война за лучшие помещения внешкольных учреждений. Как хватали заводы, фабрики и деньги, так хватали и помещения. Например, в Киеве здание станции на Кловской хотел забрать подкомитет по борьбе с коррупцией. Таким образом, сеть внешкольных учреждений сократилась не потому, что их уничтожили, а потому что реформировали. Мы писали письма, что это делалось без разрешения Минобразования. За первые годы независимости мы даже увеличили количество учреждений, потому что взяли под свой контроль десятки брошенных профсоюзных клубов». Шторм немного поутих, и государство начало активнее обращать внимание на внешкольное образование. За первые годы независимости был создан ряд нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в этой сфере («Образование», «Украина ХХI век», Концепция внешкольного образования, Положение о внешкольном учебном учреждении). Одна из главных заслуг того времени — внешкольное образование признали составной непрерывного образования. Но, как говорят эксперты, в значительной степени это носило декларативный характер. Прорывом стал Закон «О внешкольном образовании», появившийся на свет десять лет спустя после обретения независимости! Теперь это — гордость Украины, ведь у нас одних из стран бывшего СССР есть такой закон. В 2002 году правительство приняло Программу развития внешкольных учебных учреждений на 2002—2008 годы, действие которой в октябре 2006 года Кабмином было рекомендовано приостановить и внести в Государственную программу образования на 2007—2011 годы. В Минобразования считают, что это только к лучшему, ведь финансирование таким образом продолжено на три года. А вот по словам Татьяны Свирской, директора Киевского дворца детей и юношества, главы Ассоциации внешкольных учреждений Украины, члена президиума Европейской ассоциации учреждений свободного времени и просто человека, который по долгу своей службы одним из первых должен был почувствовать позитивное действие этой программы,«если бы сегодня абсолютно честно можно было подытожить выполнение этой программы, то, я думаю, хвастаться было бы нечем. Обращения нашей Ассоциации и Минобразования, чтобы оставить эту программу, не были услышаны». [b]О деньгах и законе[/b] Все это внешняя часть шарика, в котором заключены внешкольные учреждения. Внутри тоже интересно. Первый и очень важный — вопрос финансирования. Насколько внешкольные учреждения сегодня профинансированы, в Минобразования не знают, мол, таких данных по Украине не собирают. Есть отдельные цифры. Крым, например, профинансирован на 10%. С 2000 года по Бюджетному кодексу (ст. 91) внешкольное образование финансируется на усмотрение местных органов власти из местных бюджетов по 15 видам других платежей, среди которых, например, пожарная охрана, транспорт, ремонт дорог, местные программы по развитию физкультуры и спорта. Все зависит от того, который из платежей в каждом конкретном районе посчитают более важным. В общем, в госбюджете нет строчки о финансировании внешкольного образования. В аналитической записке, подготовленной Луизой Ковбасенко и Ларисой Науменко, старшим научным сотрудником, докторантом кафедры управления образования Национальной академии государственного управления при президенте Украины, сказано, что «отдельные руководители местных органов исполнительной власти трактуют эти положения Бюджетного кодекса Украины (ст. 89, 90, 91. — Ю.Б.), а также постановление Кабмина Украины от 5 сентября 2001 года № 1195 «Об утверждении формулы объема межбюджетных трансфертов между государственным бюджетом и местными бюджетами» (название сокращено. – Ю.Б.) как полное сокращение финансирования внешкольных учебных учреждений». Минобразования сделало все возможное для решения этой проблемы, и 15 марта 2006 года Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины», согласно которому в госбюджет возвращалась строка о финансировании внешкольного образования. Но Министерство финансов посчитало, что закон не доработан, а на его реализацию в 2007 году, по предварительным подсчетам, «необходимо будет направить около 0,7 млрд. грн.». В обращении Минобразования к Кабмину говорится, что принятие закона является политическим решением: «Его принятие декларировалось президентом, премьер-министром и министром образования и науки Украины. На протяжении шести лет почти полторы тысячи внешкольных учебных учреждений, которые находятся в сфере управления Минобразования, вместе с органами управления образованием боролись за право на существование. Применение к принятому Закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» права вето предопределит процесс перепрофилирования внешкольных учебных учреждений, их закрытие, уменьшение охватывания детей внешкольным образованием и далее приведет к ликвидации системы внешкольного образования — уникальной в Европейском образовательном пространстве». Закон был ветирован. На данный момент — слово за бюджетным комитетом Верховной Рады, где сейчас находится законопроект. Проблема финансирования тянет за собой проблему материально-технического обеспечения. Чтобы учреждение было интересно ребенку, а особенно «трудному», в нем должно быть собрано все самое новое и современное — наука и техника сегодня приходит во все сферы. Это в идеале. А на деле хорошо бы иметь хотя бы веревки, по которым лазать туристам, а танцорам — туфли. А если и этого нет, то чем может заинтересовать ребенка такое учреждение? Научные сотрудники уверены, что около 60% материально-технической базы сегодня находится в неудовлетворительном состоянии. Чтобы знать на 100%, нужно провести паспортизацию учреждений (последнюю на государственном уровне проводили в 1989 году). А пока вопрос обеспечения позитивно решается там, где на месте активный директор. [b]О людях, которые продолжают работать вопреки деньгам и закону[/b] Энтузиастом во внешкольном учреждении должен быть не только директор, но и все сотрудники. Хотя зарплата внешкольника еще меньше, чем у педагога в школе — он ниже по социальному статусу. Кроме того, методист внешкольного учреждения не имеет права уйти на пенсию по выслуге лет. А ведь методист — это «учитель» педагогов. Татьяна Свирская говорит, что есть примеры, когда доплата от государства руководителю коллективов со званиями «образцовый» и «народный», под чьим руководством работает до 10–15 педагогов и воспитывается около 500 детей, составляет 16–19 грн. Такая ситуация приводит к старению кадров. И то, что в педагогических университетах сейчас появляются специализации «руководитель кружка» и создаются новые кафедры, вряд ли может изменить тот факт, что позволить себе работать во внешкольном учреждении преимущественно может только тот молодой специалист, который имеет серьезную материальную поддержку родственников. А ведь хороший педагог особенно важен для внешкольного учреждения. Если в школе ребенок обязан слушать учителя, даже если последний его не увлекает, то во внешкольном учреждении дети к плохому преподавателю не придут. Авторитетный руководитель — единственный аргумент для ребенка. Он друг, советник, наставник, мама и папа вместе взятые. Кроме того, внешкольник должен иметь энциклопедические знания, чувство юмора, быть психологом от бога, часто работать внеурочно, а также уметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Научные исследования показывают, что около 40 % молодых педагогов могут назвать себя специалистом-внешкольником только через пять-семь лет работы в таком учреждении, а около 60% — только через 10. На научных конференциях по внешкольному образованию в последние годы все те же лица. Но даже если ситуация изменится кардинально, вряд ли внешкольное образование сможет решить все проблемы воспитания детей. Ведь один-единственный яркий образ, раздражитель способен повлиять на ребенка больше, чем систематическое вдалбливание каких-то правил. И картина, которую мы видим сегодня на улице, свидетельствует, наверное, и о плохой реализации закона «Об общественной морали» (особенно касательно рекламы и телевидения), и о моральном здоровье взрослых, которые являются примером для своих детей. [b]План действий[/b] Научные сотрудники считают, что ситуация с внешкольным образованием в целом изменится только тогда, когда на государственном уровне будет отработана национальная идея — какого гражданина мы должны воспитывать. То, что учреждения внешкольного образования не просто места, где танцуют и поют, а единственные на сегодня институты воспитания ребенка, должно быть не просто задекларировано, а подкреплено действиями. Иначе все по-прежнему будет зависеть от конкретных чиновников на местах и их отношения. Деньги из бюджета так и будут направляться на борьбу с наркоманией, СПИДом, беспризорниками и правонарушителями, а не на превентивные меры и воспитание законопослушных и моральных граждан. Необходимо разрабатывать программу реформирования этой ветки образования, в первую очередь создать координационный совет по внешкольному образованию (который, кстати, в соответствии с Программой развития внешкольных учебных учреждений на 2002—2008 годы, уже давно должен существовать). Ведь после того как внешкольные учреждения оказались разбросаны по разным министерствам и ведомствам, сотрудникам и управленцам стало трудно согласовывать свою работу. Дальше, считают научные деятели, непременно нужно возобновить сбор статистики на достойном уровне: чтобы решить проблему, ее нужно хорошо проанализировать. Необходимо создать базы данных по каждому городу — какие есть внешкольные учреждения, платные они или бесплатные, в каком районе действуют. Эта информация должна быть доступной для родителей и детей через информационные центры. И обязательно в Украине должен быть омбудсмен по правам ребенка. От государства должна исходить инициатива по привлечению меценатов в эту сферу. [b]И еще раз о важности вопроса[/b] Об этом говорит и тот факт, что наша система внешкольного образования действительно уникальна. Западные коллеги-внешкольники (или, как это у них называется, работники неформального или дополнительного образования) не перестают утверждать, что эту систему просто необходимо сохранить. Ведь если Белоруссия и Россия двигаются приблизительно в одном направлении с нами, то Польша, Чехия и другие западные страны бывшего советского блока эту систему почти потеряли и работают, как в странах Центральной и Западной Европы, где секции и кружки платные и доступны далеко не всем. В Прибалтике действует принцип «деньги ходят за ребенком»: секции и кружки открываются на основе грантов. Есть заказ со стороны родителей на такой кружок — проводится конкурс, лучший коллектив открывает кружок, а когда грант заканчивается, кружок закрывается. И последнее — остается надеяться, что закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс», решающий сегодня очень много проблем, от которого в значительной степени зависит не только развитие, но и существование сети внешкольных учреждений, будет быстро доработан и принят Верховной Радой в скором времени. http://zn.ua/articles/49313[/spoiler] [spoiler=Клиническая смерть клубов по месту жительства][b]Клиническая смерть клубов по месту жительства[/b] Юлия Борисова «Зеркало недели» №12, 31 марта 2007, 00:00 Пионерские, тимуровские отряды, физкультурные движения, военно-прикладные кружки — все эти формы работы с детьми и молодежью по месту жительства родились еще на заре советских времен. А в 1971 году весь этот опыт работы был аккумулирован в клубах при ЖЕКах и домоуправлениях. 2% от платы каждого жителя за коммунальные услуги — на эстетическую работу, 3% — на физкультурно-массовую. Таким было финансирование. И, как говорят педагоги-организаторы с тридцатилетним стажем, его хватало с лихвой. В 30-х годах основной целью клубов была работа с беспризорниками, детьми-сиротами, нередко потерявшими родителей в силу политических обстоятельств, неблагополучными детьми, которые заполонили улицы больших городов. В 70-х государство позволило себе переформулировать основные цели — не просто забрать детей с улицы, но и улучшить их физическое здоровье, достичь высоких результатов в спорте и эстетических направлениях. За время независимости клубная система потеряла четко сформулированные цели, отвечающие жизненным реалиям, педагогов, детей, а также материально-техническую базу и помещения. Как живут клубы в целом по Украине — в стране не знает никто. Как у любого направления внешкольного образования, у клубов по месту жительства свои задачи и способы их решения. Во-первых, они должны занимать досуг ребенка во внешкольное время любыми методами — даже если он пришел просто пообщаться со сверстниками, только бы не шатался по улице. Во-вторых, дети, которых не берут в профессиональные студии из-за отсутствия таланта, физических данных или же материальных возможностей, могут обучаться тому же виду творчества в менее профессиональном клубе по месту жительства. В-третьих, клуб должен находиться в пределах микрорайона, чтобы ребенок мог добраться туда в любое время без родителей. В-четвертых, это место обеспечения досуга не только детей, но и взрослых, особенно людей пенсионного возраста. В-пятых, клуб должен быть доступен всем детям, а в идеале — занятия в нем должны быть бесплатными. Очевидно, из-за непонимания важности для общества в целом и детей в частности клубной формы работы, а также захлестнувшей Украину волны накопления капитала чиновниками и приближенными к ним лицами, страна потеряла контроль над жизнью клубов и значительную часть самих клубов. И хотя клубы по месту жительства должны быть полноправной частью системы внешкольного образования, в отличие от дворцов творчества, спортивных школ и других направлений, они были незаслуженно забыты и не попали под вертикаль образования. Пребывание клубов в системе ЖКХ имело свои плюсы и минусы. Среди плюсов — быстрое и эффективное реагирование на прорыв труб или другие поломки, которые часто случаются в подвальных помещениях, где размещаются клубы. И это очень важно, ведь самая распространенная схема перепрофилирования и продажи помещения — это залить его водой и оставить без ремонта на месяц-другой (из-за отсутствия денег в бюджете). Потом санитарные службы признают помещение непригодным для работы с детьми — и клуб уходит с молотка, а несколько месяцев спустя здесь уже заработает ресторан или что-то еще. Схема работает и сегодня, ведь цены на помещения растут. Среди минусов то, что педагоги — в основном энтузиасты, не развивались методически, делали свою работу, как умели. Сегодня клубы по месту жительства находятся в сфере управления Министерства по делам семьи, молодежи и спорта. Но руководят ими коммунальные предприятия, управления образования, культуры или другие ведомства. В 2003 году по Украине было 1656 клубов, а сегодня их 1506. Вера Осадчая, начальник отдела организации оздоровления и отдыха детей Минсемьи считает, что «учреждения внешкольного образования не должны быть в управлении ЖЕКов. Они не приносят прибыли, и там работают просто энтузиасты». Министерство не может повлиять на ЖЭКи, «управления на местах могут только помочь договориться об уменьшении арендной платы. У большинства этих клубов бедная материальная база. Они не пригодны для современного общества. Коммунальные предприятия должны дать нормальные помещения, которые отвечают всем санитарным нормам. В то же время многие из них ставят на реконструкцию, а потом не открывают». Клубной статистики по Украине в Минсемьи не оказалось. За ней посоветовали обратиться в Госкомстат, где из шкафа соответствующего отдела достали запылившуюся папочку со вклеенными статистическими отчетами Минсемьи с 1992-го по 1998 год. По словам сотрудников, следующие несколько лет Минсемьи на запросы не отвечало, и Госкомстат просто перестал их подавать. [b]Столичный прецедент[/b] Киев — едва ли не единственный город в Украине, где клубная система кое-как сохранилась. Но и здесь, как и по Украине в целом, никто не знает, что делается в соседнем районе. Ситуация выглядит следующим образом. С 1995 года шесть районов Киева передавали клубы, еще остававшиеся на плаву, в сеть центров социальных служб для детей, семьи и молодежи. В остальных четырех районах ситуация сложилась по-разному. В феврале этого года в горадминистрации состоялась коллегия, посвященная клубам по месту жительства. Люди знающие утверждают, что за последние 10—15 лет вопрос клубов на таком уровне слушался впервые. Решали, под чье же «крыло» их передать, чтобы сохранить клубную систему и легче ею руководить. Под управление Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи отнесены клубы Печерского, Подольского, Днепровского, Дарницкого, Оболонского и Соломенского районов (всего 113). Центр выполняет функцию их организационно-методического обеспечения. В Печерском и Подольском районах клубы преимущественно бесплатные, а в четырех остальных разрабатываются механизмы предоставления платных услуг. Центрам соцслужб в аренду были переданы помещения клубов, их имущество, а также средства для оплаты труда штатных педагогов-организаторов, руководителей кружков, уборщиц. Районными бюджетами предусмотрены средства на содержание клубов (оплата коммунальных услуг, текущий ремонт) и финансирование программ и мероприятий. Людмила Сук, заместитель директора Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, рассказывает, что процесс передачи помещений проходил тоже не без приключений: «В Дарницком районе при передаче клубов потеряли 839,27 кв. м. В двух клубах залы оставили ЖЭКам. Год мы воевали с главой района. Таким образом, какая-то часть детей осталась на улице». Такие случаи не единичны. Помещения теряются в процессе перепрофилирования клубов, передачи помещений другим организациям и создания там частных клубных учреждений. Большинство клубов (60—70%) работают в подвальных и полуподвальных помещениях, многие помещения требуют срочного ремонта. Педагоги-организаторы центра соцслужб проходят курсы повышения квалификации на базе Педагогического института им. Гринченко. Кстати, именно там, как говорят в Центре соцслужб, педагоги из других регионов узнают, что в Киеве еще сохранились такие формы работы, как клубы по месту жительства. В спортивном клубе «Левобережный» в Днепровском районе занимаются 65 детей и 25 взрослых из 25 домов микрорайона. Его организатор, педагог Анатолий Безмаль, проработавший здесь 22 года, большинство детей знает в лицо, ему известны особенности и проблемы семьи. «Когда была сложная ситуация с помещениями, дети остались на улице, некоторые из них были поставлены на учет в отделении милиции. За полгода я всех их снял с учета, они помогли мне сделать в клубе ремонт и стали его завсегдатаями», — говорит Анатолий Васильевич. В клубе занимаются и взрослые — абонемент стоит 80 грн. Частные спортивные клубы, абонемент в которых обходится в 250 грн., негодуют. Все реформы клубной системы Анатолий Безмаль ощутил на себе. Говорит, что самые большие проблемы начались с принятием бюджетного кодекса, согласно которому государственные коммунальные предприятия стали хозрасчетными и перестали получать дотации из госбюджета. «Они начали отказываться от клубов, потому что не могли их содержать. Тогда все и рухнуло. Днепровский район продержался до 2003 года, дальше нас тянуть не могли». Клубы всего района были переданы в Центр социальных служб: их помещения остались на балансе УЖХ (они сдают их в бесплатную аренду), а деньги на содержание получают из районного бюджета. В 2004 году был создан Центр по работе с детьми и молодежью, который непосредственно занимается клубами. Со времен реформирования клубная система наладилась: в клубах сделаны ремонты, закуплена новая мебель, увеличен штат педагогов, налажено сотрудничество с педагогами общественных организаций (их руководители бесплатно занимаются с детьми на базе клубов). И все же за 17 лет Днепровский район потерял 11 клубов. Центру удалось организовать работу так, что платные услуги по всему району составляют всего 15% (например, английский язык, танцы), что в сравнении с другими районами действительно мало. Оксана Коваль, директор Центра по работе с детьми и молодежью по месту жительства Днепровского района, утверждает, что низкая плата не мешает предоставлять высокое качество услуг. Кроме того, категорийные дети во всех кружках занимаются бесплатно. Деньги от платы за занятия идут на закупку канцтоваров и других необходимых мелочей. В районе есть и хор пенсионеров. «Чтобы сохранить клубы и их методическое руководство, — считает Оксана Борисовна, — стоило бы создать одну централизованную службу управления для всех районов. На сегодняшний день в Киеве 147 клубов, из них при социальной службе — 113. Служба могла бы следить, чтобы клубы не продавались и не перепрофилировались, создавались бесплатные клубы в новых домах». [b]Пациент скорее мертв, чем жив[/b] Сложная ситуация сложилась в Шевченковском районе. Алексей Фищук, педагог-организатор клуба «Дельфин», рассказал, что клубы района находятся на балансе КП УЖХ. Методически клубы ведет районное управление семьи и молодежи. Однако за последние пять лет оно выделяло средства только два-три раза — на канцтовары. Ремонты делались силами депутатов. Все занятия в «Дельфине» бесплатные. Чтобы выжить, пять лет назад на базе клуба была организована общественная организация, которая может принимать благотворительные взносы (потому что финансирование клуба третьими лицами запрещено законодательно). Созданы родительские советы, установившие размер благотворительных взносов для четырех из восьми кружков. В клубе проводят досуг около 100 детей, 100 родителей, 300 ветеранов, работают студенты-волонтеры. Однако «Дельфин» находится на ул. Малой Житомирской — в двух шагах от Майдана Незалежности. Его площадь — 165 кв. м, а один квадратный метр в этом месте сейчас оценивается в 8 тыс. долл. То есть стоимость помещения клуба составляет около 1 млн. 320 тыс. долл. «Раз-два в год приходит кто-то и пытается выкупить помещение, говорит Алексей Алексеевич. — Иногда появляются люди в черном, которые, не представляясь, снимают мерки с помещения и уходят». Доходило до абсурда: писали анонимки, будто в клубе профессиональные психологи оказывают психическое давление на людей с целью получения денег. И вместо того чтобы заниматься воспитанием детей, педагоги вынуждены были защищать свою репутацию. Сейчас клубы района находятся в правовом вакууме. Согласно Закону «О внешкольном образовании», говорит Алексей Фищук, каждый клуб района должен стать отдельным юридическим лицом. К 16-му году независимости решили систему как-то реформировать и создать коммунальное предприятие, на баланс которого передать все клубы с их помещениями и другим имуществом. «У педагогов района, — говорит Алексей Фищук, — такие реформы вызывают большие сомнения. Выживет ли после этого клубная система, сохранив свои цели и задачи? Ведь объединив клубы в коммунальное предприятие, нас автоматически выведут из системы внешкольного образования. Мы потеряем защиту». Подобные опасения высказывают в своем коллективном письме депутатам райсовета педагоги-организаторы всех действующих клубов по месту жительства Шевченковского района в связи с созданием коммунального предприятия «Детские мечты», в уставе которого не предусмотрены педагоги и тренеры, «а главное — отсутствуют воспитатели и их права; нет гарантированного финансирования». Олег Коваль, педагог-организатор клуба «Товарищ» этого же района, говорит, что о реформировании и о том, что первый устав предприятия (в котором не было даже упоминания о Законе «О внешкольном образовании») был утвержден райсоветом еще 31 октября 2006 года, руководители клубов узнали перед новым годом из личных источников. Больше всего педагогов задел текст и тон самого решения: «…с целью упорядочивания работы подростковых и компьютерных клубов, действующих при ЖЭКах, предотвращения распространения среди несовершеннолетних посетителей хулиганства, наркомании…». Против таких пагубных и страшных явлений грех не проголосовать. Загвоздка только в том, что при ЖЭКах в Шевченковском районе нет компьютерных клубов, говорит Анна Носкова, педагог-организатор клуба «Юный мушкетер» Шевченковского района. Об этом педагоги хотели рассказать депутатам на сессии, но после прохождения всех необходимых процедур в зал их не пустили, и устав с некоторыми поправками был утвержден. Мирослава Смирнова, начальник управления отдела по делам семьи и молодежи Шевченковской в г. Киеве районной администрации и депутат райсовета, утверждает, что о коммунальном предприятии и проекте реформирования педагогов поставили в известность 28 февраля. Что касается судьбы самих педагогов, заверила, что они будут писать заявления об увольнении из КП УЖХ и о принятии на работу в КП «Детские мечты». «Наш глава администрации — человек из бизнеса. Из города нам предлагают реформы, но у нас свои реформы, которые мы считаем правильными. Нам же за них потом и отвечать», — говорит Мирослава Михайловна. В районе планируется построить 10—12 новых оздоровительных центров и центров искусства, развлекательных по направлению. Говорят, там будут теннисные корты, бассейны. Обещают, что занятия будут бесплатными для льготных категорий (только это не очень-то обозначено в уставе предприятия), а окупаться деятельность центров будет, например, за счет абонементов в бассейн для взрослых и за деньги от аренды части помещений. Стоимость всех будущих благ для детей-нельготников пока не известна. Мирослава Смирнова отметила, что ко всем коммерческим моментам тоже относится скептически. В отделе молодежи, под чьим руководством находятся клубы, не знают, что будет со старыми дорогими помещениями, когда построят новые, но все они будут собственностью предприятия «Детские мечты». Как оказалось, ни проектной документации, ни концепции, что же точно будет в этих центрах, нет, но сейчас уже выделены деньги из бюджета на землю под строительство. [b]Огромные шансы на выживание[/b] В Деснянском районе Киева клубы поделены между двумя центрами — образовательно-культурным «Дивосвіт» (восемь клубов) и спортивным «Спорт для всех» (12). Из ЖКХ в отделы культуры и спорта клубы передали в 2004 году. Помещения до сих пор находятся на балансе и содержании ЖЭКов. Все остальное финансируется из районного бюджета. Юлиана Владышева, директор «Дивосвіту» говорит, чтобы увеличить количество кружков и привлечь детей, приходится организовывать самоокупаемые хозрасчетные группы, ведь район оплачивает только восемь ставок руководителей кружков. Максимальная стоимость кружка сегодня составляет 70 гривен, минимальная — 20. Обучение льготных детей остается бесплатным. Юлиана Леонидовна признается, что когда центр только открылся, ему не выделили ни копейки, лишь сделали косметический ремонт. Средства стали выделять со временем, помогают работе кружков и депутаты. Проблема в том, что и депутаты не могут отремонтировать, скажем, крышу для клуба, ведь это всего две-три комнаты помещения ЖЭКа, у которого тоже нет на это денег. В клубах центра «Спорт для всех» — до 1000 детей и взрослых (проводятся даже спортивные соревнования между семьями). Василий Ильенко, начальник отдела по вопросам физической культуры и спорта Деснянской районной администрации, говорит, что почти все занятия для детей бесплатные, платные только две группы. Абонемент в спортзал для взрослого стоит 100 грн. В центре есть 12 ставок специалистов. В отделе физкультуры признаются, что остается не решенной проблема финансирования, которое в этом году сократили. Но, несмотря ни на что, своей работой в центре довольны и говорят, что нет никакой необходимости передавать клубы района соцслужб. В Голосеевском районе клубы также поделены между Централизованной системой детско-юношеских клубов «Счастливое детство» при отделе культуры и коммунальным предприятием «Спорт для всех» при отделе спорта. Клубы художественно-эстетического направления Голосеевского района находились под методическим руководством отдела культуры даже тогда, когда функционировали при ЖЭКах. А в 2004 году отдел культуры взял их на бюджетное содержание, даже были найдены дополнительные помещения. Сейчас в кружковой работе занято 1132 ребенка, не считая детей, задействованных в игротеках и других массовых мероприятиях. Занятия в клубах бесплатные, и только в трех кружках (из 60) ввели плату 50—60 грн., а все льготники занимаются бесплатно. Начальник отдела культуры Голосеевской администрации Инна Синкевич против унификации платы по Киеву, потому что у себя они находят возможность удерживать ее низкой. Она признается, что профессиональных знаний ей не хватает и, если будет необходимо, согласна передать клубы в Центр социальных служб. Хотя и опасается, что там «не смогут организовать творческую кружковую работу и потеряют это направление». Спортивные клубы Голосеевского района еще в 1992 году были переданы Комитету по вопросам физкультуры и спорта, а помещения оставались на содержании ЖЕКов. В 2003 году посреди бюджетного года было создано коммунальное предприятие «Спорт для всех», на баланс и под управление которого были переданы все помещения и клубы. До сегодняшнего дня предприятие не потеряло ни одного клуба. Но чтобы держаться на плаву, приходится устанавливать далеко не всех устраивающие тарифы. Средняя цена абонемента для взрослого здесь составляет 170 грн., минимальная — 85; минимальная цена для школьников — 40 грн., дети до 18 лет получают скидку 30% (раньше была 50). В пяти секциях проводятся бесплатные занятия для всех детей (соцзаказ 300 детей), дети-льготники занимаются бесплатно. В сезон секции клубов посещает около тысячи человек. Сергей Билецкий, начальник управления по делам семьи, молодежи и спорта Голосеевской районной администрации, говорит, что идеальная система организации клубной работы — в Святошинском районе. Создавать коммунальные предприятия он не советует, ведь это значит самим зарабатывать деньги и платить все налоги. «Неправильно передавать клубы и в Центр соцслужб, потому что клубы — это спорт, рисование, лепка и т. д., а в социальную службу приходят люди, которые нуждаются в помощи. Чтобы работать в спортивном клубе, нужно иметь высшее физкультурное образование, проходить курсы повышения квалификации, а в тех районах, клубы которых переданы в соццентр, работают непрофессионалы». [b]Жил, жив, будет жить[/b] С точки зрения организации работы, клубная система Святошинского района построена так же, как и в Деснянском. А результаты работы отличаются — очевидно, здесь больше внимания со стороны районной власти. В 1993 году часть клубов при ЖЭКах была передана отделу культуры, часть — спорту, как отдельные юридические единицы. Позже в отделе культуры была создана централизованная система из отдельных клубов. Такая система себя не оправдала, и в 2000 году создали Централизованную систему подростковых клубов «Счастливое детство», которая объединила 18 клубов. В 2004 году систему разделили на две — «Счастливое детство» и «Спорт для всех», которые полностью финансируются из районного бюджета. За аренду помещения ЖЭКам управления платят по гривне в год. За годы реформ ни один клуб не был потерян. Более того, район выделил еще два дополнительных помещения. За два года клубы были полностью укомплектованы новой мебелью и всем необходимым, во всех сделан ремонт (кроме двух новых помещений), в каждом клубе есть телевизор, DVD-проигрыватель и музыкальный центр. Около 70% кружков в районе платные (все льготники занимаются бесплатно). Абонемент стоит от 50 до 70 грн. Есть и вечерние группы для пожилых людей. За последние два года район дал пять ставок руководителей кружков. Есть балетная студия, а также полностью закуплена аппаратура и укомплектована студия для молодежного телевидения. Светлана Сова, директор системы «Счастливое детство», говорит, что не видит от города абсолютно никакой помощи, живут они исключительно за счет районного бюджета. Она также отмечает отсутствие программы развития клубов на городском уровне. «Каждый должен заниматься своим делом, — считает она. — Переводить клубы в Центр соцслужб нецелесообразно». В святошинском «Спорте для всех» 70% кружков работают бесплатно — есть договоры со спортивными школами. Александр Евтушенко, директор системы, говорит, что планируется построить десять спортивных площадок для игры в футбол, волейбол, теннис и катания на коньках. По его мнению, в каждом микрорайоне должно быть по два эстетических и два спортивных клуба; пока же в каждом районе всего один-два клуба. В Святошинском районе считают, что клубы не могут приносить прибыль и быть самоокупаемыми, а педагоги не должны заботиться об оплате коммунальных услуг, поэтому ни одного предложения от городских структур и частных лиц об организации на базе клубов коммерческих структур не приняли. Итак, необходимо срочно создать действенную программу развития на всех уровнях. Понятно, что советские нормы и стандарты устарели и вряд ли сегодня можно добиться, чтобы на человека приходилось 0,06 кв. м клуба. Но и евронорма (на 30 тыс. населения — один клуб) нам тоже не подходит. Значит, нужны новые стандарты. А подход, при котором очевидно незнание того, что делалось и делается в клубах соседнего района Киева (не говоря уже об Украине) за последние 16 лет, вызывает сомнения в искренности намерений качественно реорганизовать важное для общества направление. http://zn.ua/articles/49569[/spoiler] [/quote]
Настройки
Отключить в этом сообщении BBCode
Отключить в этом сообщении смайлики
Не преобразовывать адреса URL в ссылки