Как выбрать школу
Аватара пользователя
Как выбрать школу

Рабы Системы или зачем нужна школа…

«Идея отправлять детей в некое богоугодное заведение, где их будут учить посторонние люди по программам, составленным политиками и высоколобыми теоретиками, сама по себе столь несуразна и оторвана от реальных потребностей ребенка, что остается только удивляться, как она ухитрилась воплотиться в жизнь.»
Стивен Харрисон, «Счастливый ребенок»

«Смешно и невозможно поверить сегодня, что само слово "школа" произошло от древнегреческого корня, обозначающего досуг!»
Марина Космина, журнал "Образование и карьера"


Вряд ли сегодня кто-то будет спорить, что нынешняя модель образования больше напоминает конвейер по штампованию винтиков экономического механизма, чем систему, способствующую развитию СВОБОДНОЙ личности. Ну, в принципе, это понятно. Государству свободные личности не нужны. Но о чем думают родители?!!!

Судя по всему, родители настолько увлеклись обучением детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе.

Большая часть моих знакомых родителей, как, впрочем, и педагогов, страшно недовольна современной общеобразовательной школой. Но, тем не менее, никто не пытается что-либо менять… В конце концов, большинство прошло через эту систему и считает ее единственно возможной.

Неужели они забыли собственную ненависть к диктатуре школы? Давайте откроем энциклопедию: «Тоталитаизм: одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих». Вам не кажется, что это о нашей школе?!!!
«Да, именно так, - замечает журналист Марина Космина, - классно-урочная система образования - со всеми атрибутами ее террора над свободой личности, во-первых, в принципе враждебна ребенку и некрофильна. А во-вторых, она безнадежно устарела.»
Все, что мы привыкли считать незыблемой основой, сутью школы, нормой ее устройства - весь этот Школьный Режим, который, как мы надеемся, дисциплинирует их и приучает к труду (особенно интеллектуальному), к жизни в обществе с его необходимостью ежедневной работы вообще и над собой в частности, с его графиками, расписаниями, планами и дед-лайнами, с неизбежностью подчинения и cупер-спросом на исполнительность - так вот, весь этот школьный режим на самом деле лишь карательно-принудительная система, не дающая ребенку свободно дышать, жить и развиваться. За то они и ненавидят ее столь дружно и последовательно. А в таких условиях, как ни жаль, школа учит не столько математике и химии, сколько дает уроки умения изворачиваться, обманывать, приспосабливаться к давлению силы и власти, лгать, предавать.
Это не фантазии. Это – реальность...
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Так давайте все-таки попробуем разобраться а) чего же больше от современной школы: вреда или пользы и б) действительно ли современная школа – это единственный возможный путь для образования вашего ребенка…

Развитие, творчество, уверенность в себе…

Вы не замечали, что ваши детки до того, как пошли в школу, просто искрили творческими импульсами, проявляли ко всему живейший интерес и фонтанировали идеями и озарениями? Прошло несколько лет школы, куда все это делось?

Помнится, Корней Чуковский первым выпустил книгу «От двух до пяти», в которой опубликовал высказывания детей этого возраста. После, книг подобного рода появилось множество. Дети говорят поразительные, парадоксальные вещи. Но почему же нет книг с высказываниями детей от от 14-ти до 18-ти, почему в этом возрасте подростки (в основной своей массе) говорят уже одни банальности? Очевидно, что дети до пяти лет, более творческие, чем хорошо обученные школьники.

Как верно замечает Стивен Харрисон, «существующие педагогические системы исходят из того, что внимание ребенка нужно удерживать. Но разве ребенок настолько несовершенен? Разве он изначально не несет в себе любознательности, творческих способностей, желания общаться - всего того, за что так борется система образования? Разве с самого начала дети не стремятся учиться что-то делать, не накапливают информацию и не общаются куда эффективней взрослых?»

Почему мы за ребенка решаем, что ему нужно учить и по сколько часов в день? Почему ребенок не имеет права стихийно строить траекторию своего образования, пробираясь в море информации вслед за своим самостоятельным интересом, или он должен поглотить отмеренную взрослыми меру культурного опыта человечества - пассивно, с сопротивлением, поверхностно, с провалами, но по плану?
Когда я отдал дочь в детский сад, она проходила туда ровно неделю, а после наотрез отказалась. На вопрос «почему?» трехлетний человечек ответил: «Там все одинаково»… Более емко не сказал бы и Энштейн… А сад – это еще не школа!
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Современная школа – это классы по 30 человек, где занимаются дети одного возраста по одной и той же программе с одной и той же скоростью преподавания… В то время, когда писано-переписано, а главное, практика показывает, что при общении детей разных возрастов скорость развития на несколько порядков вырастает у всех (!!!) возрастов общающихся... В этом отношении двор, с его набором сложных коммуникативных ситуаций и выборов ребенка, гораздо больше способствует развитию вашего чада, чем школьный класс. Да и вообще, заучивание, действие по шаблону - самый низкий уровень мыслительных умений, а школа другого, увы, не предлагает…

«Умственным ли трудом занимается ребенок, которого десять лет отучают творить, то есть действительно думать, и заставляют заниматься лишь запоминанием и воспроизведением образцов? И в каком социуме реально может адаптироваться выпускник? Разве что в вузе. Согласен: единственная жизненная задача, которую реально способен решить вчерашний одиннадцатиклассник, - это поступить в ВУЗ», - замечает преподаватель Санкт-Петербургского университета, автор книги "Введение в гуманитарную экспертизу образования", Сергей Леонидович Братченко.

Четыре вопроса о школе:
Что происходит в школе с верой ребенка в себя? С его способностью опереться на самого себя? С его готовностью решать свои проблемы с позиций автора и хозяина своей жизни? Школа - способствует она тому, чтобы каждый ребенок больше верил в себя, или наоборот?

Как ребенок понимает и ощущает самого себя? Как он знает свои сильные и слабые стороны, свои ресурсы? Помогает ли школа ему понять себя? Или она внушает ему иллюзии? Или, наоборот, она вообще отвращает его от желания узнать себя?

Что делает школа со способностью ребенка жить среди людей - таких же свободных, таких же неповторимых? Какие способы разрешения неизбежных противоречий между людьми показывает детям школа на примере внутришкольных отношений? Развивает ли школа способность понимать других, принимать, несмотря на все различия, сочувствовать им и договариваться с ними? Или она знает один принцип: "Вон из класса"?

Насколько у ребенка развивается тяга к выстраиванию собственной жизни? Насколько он понимает, что жизнь - это результат его усилий? Насколько он готов справляться с трудностями, насколько у него хватит мужества? Понимает ли он жизнь как работу, как творчество, как решение жизненных проблем? Или ему внушили, что правильная жизнь - прямая, а трудности - это ненормально, это чья-то вина?

Если хотя бы на половину из этих вопросов школа может ответить позитивно, то со стопроцентной уверенностью можно было бы заявить: она растит Личностей.. Только… где они такие школы… Но и это еще не все…
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Проблемы здоровья

По данным коллегии Министерства образования Российской Федерации, в школу поступают практически здоровыми примерно 70% детей, а заканчивают - только 10% выпускников. Причем больше всего болезней находят у старшеклассников. Неудобная мебель портит осанку, сухомятка - желудок, недостаток света сказывается на зрении.. По предварительным данным, практически каждый четвертый ребенок плохо видит. Врачи связывают это с плохой освещенностью школьных классов, и чрезмерным увлечением телевизором и компьютером. Кроме того, многие дети имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом и желудочно-кишечным трактом. Педиатры утверждают, что основная причина детских гастритов и колитов - неправильное питание в школе. Таким образом, врачи сделали вывод, что большая часть болезней возникает у подростков именно за время учебы.
Вот грустная пятерка самых частых заболеваний в связи со школой:

• заболевания органов дыхания,
• близорукость,
• расстройства, связанные с пищеварением,
• болезни костно-мышечной системы,
• заболевания органов кровообращения.

Костно-мышечные заболевания – от неправильной позы, которую школьники меняют гораздо реже, чем это жизненно необходимо. Да и мебель в наших школах далеко не всегда удобная.

«Большинство родителей не позволят восьмилетнему ребенку пользоваться взрослой битой при игре в крикет или взрослым велосипедом, однако они не беспокоятся, когда их дети сидят длительное время без опоры со скрученной шеей и перенапряженными запястьями», – сообщил Профессор Питер Бакл (Peter Buckle) из Центра медицинской экономики Робенса (Robens Centre for Health Economics).
Что касается «дыхалки», то туберкулез, увы, еще жив. В школе из-за большой скученности детей в одном помещении в течение дня складывается определенная, часто неблагоприятная, воздушно-тепловая среда. Выход? Постоянно проветривать и проветривать, что далеко не всегда делается.

Глаза – всегдашний бич школы. По статистике, у каждого пятого ребенка к 11-му классу не все в порядке со зрением. На это влияет все – количество и размер окон в классе, спектр и оттенок ламп дневного освещения, цвет стен (они должны быть матовые, пастельных тонов), цвет штор (обязательно светлые).

Интересная история с «голгофой», то есть классной доской. Она должна быть зеленой или коричневой, но ни в коем случае не черной. Глаза в первую очередь портятся из-за постоянной переадаптации в течение урока: в тетрадях и учебниках учеников записи черным по белому, а на доске – белым по черному. Так что лучше всего – вообще новомодные белые доски, по которым пишут маркером.

Что имеем? Нагрузка на глаза + плохой свет + долгое сидение + не домашнее питание + духота и жара – получается, школа это самое вредное место в жизни ребенка! (Это мы еще не говорим об интеллектуальной нагрузке, экзаменационных стрессах, разборках с учителями и зимнем вставании к 8 утра.)
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Итак, допустим, мы согласились, что школа это плохо. Какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных:

Переход ребенка на экстернат;

Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы);

Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Главное, что экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе. По этому пункту добавлю только, что если вы решились на экстернат, то по российскому законодательству любая общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана предоставить возможность сдачи школьной программы экстерном.

Альтернативная школа.
Основные признаки таких школ, отличающие их от стандартных, это:

Здесь уважают учеников, а не систему.

Ученики имеют возможность выбирать способ и темп подачи материала на уроке.

Гибкий учебный план, меняющийся в зависимости от того, кто учится в классе.

За принципы обучения отвечают ученики и учителя, а не система.

В группах, с которыми они работают, учителям предоставляется свобода действий.

Устаревшие педагогические правила не запрещаются. Новые идеи приветствуются.

Тесты постоянно изменяются и перерабатываются, чтобы соответствовать уровню навыков и знаний.

Постоянно меняющиеся техники обучения являются нормой на протяжении всей истории существования заведения.

Возможно, что все это спорно.

К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам:
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Система школ Монтессори, являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к "независимых учащимся", тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет, поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…

Вальдорфская система образования – также школа «американского» типа, является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире, с 800 школами более чем в 30 странах мира. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. К сожалению, Вальдорфские школы можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере, Киеве)…

Школа Академика Щетинина - настоящая община в самом лучшем контексте этого понятия. Ее отличие от прочих школ в том, что она находится в лесу, и по сути, является маленьким государством. Здесь вы также не найдете одновозрастных классов, учебников и уроков… Школа строится на пяти основаниях: нравственно-духовное развитие каждого; устремленность к познанию; труд, (точнее, любовь к труду в любых проявлениях, например все корпуса школы построены самими учениками); чувство прекрасного, утверждение прекрасного во всем; и, наконец, мощная физическая подготовка каждого.

К находкам российских педагогов можно отнести основанную Милославом Балобановым Школу-Парк (Екатеринбург). В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью - от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки. По мнению Милослава

Балабана, самым лучшим документом об образовании у ребенка был бы портфель с отзывами всех учителей о его успехах. Именно об успехах! По ним и судите, по ним и на работу, и в ВУЗ берите. Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Кроме того, у каждого учителя (руководителя студии) существуют «выращенные им» подмастерья — ученики, активно помогающие учителю в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии — из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему, до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу… Но…
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение… Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках... И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость...и прочее и прочее.
Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего - беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа - институт - работа - пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.

Но уверены ли вы, что ребенка эта «установленная схема» устраивает?
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня… Еще четыре скажут, что диплом им пригодился, чтобы понять, как они ошиблись в выборе профессии и ВУЗа… То есть 99 человек из ста признают, что 5-6 лет жизни были ими потерянными впустую. И, устроившись, на работу абсолютно отличную от дипломной специальности, они в течение двух-трех месяцев практики усвоили все то, что им, могли бы вбивать в голову в институте в течение пяти лет (ну, помимо теории марксизма-ленинизма и истории КПСС, разумеется)…

Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!
Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?
Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!
И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает?
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно… Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.

А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?

…Скажите, сколько времени вам понадобится на то, чтобы научить человека с улицы всему тому, что вы делаете на вашей работе? Заметьте, я не спросил сколько лет! Потому что уверен, что дело в нескольких месяцах.

Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Ну и напоследок позволю себе процитировать предпринимателя Юрия Мороза:
«Итак, записывайте. Корни квадратного уравнения равны b в квадрате плюс минус Дискриминант и деленное на 4а. Это очень важно! Деленное именно на 4а!
Если ваши сын или дочь придут из школы и спросят, папа или мама, а как решать квадратные уравнения, а вы и не помните, это же не значит, что и вашему ребенку теперь эту тему в школе изучать не нужно? Все равно придется изучать. Неважно, что потом все забудет и ни разу в жизни не применит, а изучать придется…
…Подождите, подождите, знаю, я что вы мне хотите сказать. Что мол, математика нужна, чтобы уметь управляться с компьютерами, вот! Вы уверены?! А вы давно заходили в компьютерный клуб? Зайдите и послушайте, что там говорят ребята лет в десять, а то и помладше. И какие термины они употребляют. Уверяю вас, что эти мальчишки знают кучу терминов, о которых преподаватель информатики в школе и не слыхивал. А уж по поводу реального применения этих знаний, так преподаватель отстал уже навсегда. Будете спорить? А кто лучше разбирается в том, как программировать ваш видеомагнитофон, вы с высшим образованием, или ваш сын с незаконченным средним?».

Виталий Медведь

Это, возможно, вы также захотите прочесть:

Юрий Мороз о школе - http://kedr.krr.ru/lib/ist/30.htm
Ассоциация Монтессори-педагогов в России - http://www.montessori.ru/
Парк-школа (Екатеринбург) - http://park-school.ru/
Школа Щетинина - http://rodova.narod.ru/ -
Список альтернативных школ: http://indigo.e-puzzle.ru/schools.html
Книга Стивена Хариссона и не только: http://www.e-puzzle.ru
Источник: Тео-Пси, Виталий Медведь, психолог
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
В школе не учат главному: ЖИЗНИ.
Многие предметы действительному никому не нужны. Программа обучения тоже не понятно для кого написана.
Чтобы увидеть радугу - нужно пережить дождь
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Я хочу сказать, что я думаю по этому поводу, но лучше промолчу. Родители, чьи дети ходят в школу меня и без слов понимают.
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Я Вас хорошо понимаю. И знаю, что бы Вы сказали. :)
Чтобы увидеть радугу - нужно пережить дождь
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Теоретически как бы выбор есть, а практически отсутствует.
Мудрость – это достояние души, а не возраста
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Я рад одному: у меня это пройденный етап, в противном случае нервы не выдержали бы.
Мало найти свое место в жизни, нужно туда еще и устроиться
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Мне со школой повезло и с учителями тоже. Правда получил я образование не в этом государстве. :cool_men:
Время летит — это плохая новость.
Хорошая новость — вы пилот своего времени.
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Учитесь дома: как избавить ребенка от школьной обязаловки

Чтобы учить детей дома, родителям приходится использовать всевозможные уловки. Анскулинг в Украине до сих пор вне закона.
«Сегодня Ярослав в первый раз не пойдёт в школу. Завтра у нас айкидо и знакомство с домашним репетитором, затем плавание и рисование», – написала 1 сентября в своём блоге киевлянка Юлия Дорофеева. Законным основанием для обучения сына дома, на которое она будет тратить около 500 грн. в месяц, стала справка о состоянии здоровья ребёнка. Без неё избавить Ярослава от радостей средней школы Юлии не удалось бы: украинские законы не предусматривают возможность учёбы вне школы без «уважительных причин». Тем не менее у этого способа получения образования в Украине появляется всё больше сторонников. Каждый год в стране более 10 тыс. человек находят уважительные причины для того, чтобы учиться экстерном.
Принуждение к парте
– Сначала я хотела купить учебники, чтобы не уходить далеко от школьной программы. Полистала их и отказалась. Строго говоря, мы не учимся, а общаемся. Я стараюсь интересно отвечать на вопросы, которые задаёт ребёнок. Один интерес сменяет другой. Интернет – наше всё: там есть и видеолекции по математике, и научно-популярные фильмы по всем предметам, географию можно изучать с помощью Google Maps. Недавно мы с сыном гуляли по 3D Парижу. Я считаю, если ребёнку интересна астрономия, нужно идти с телескопом на балкон, а не мучиться над тетрадками, – рассказывает г-жа Дорофеева.
Она программист, работает дома. Анскулинг Юлия рекомендует только тем родителям, у кого есть время и силы на общение с ребёнком, а главное – если это доставляет удовольствие обоим.
Украинское законодательство не поощряет сторонников семейной формы обучения. Согласно указу Министерства образования и науки, на экстернате имеют право учиться только те, кто по весомым причинам (их ещё нужно доказать) не в состоянии ходить в школу, или вундеркинды, которые опережают сверстников. В МОН считают, что для таких детей достаточно и экстерната, потому легализовать семейное образование по желанию детей и родителей пока не собираются.
А вот в России, где семейная форма обучения прописана в законах, родители имеют право взять на себя заботы об образовании детей, получая от государства компенсацию. Ребёнок закреплён за школой, где время от времени его экзаменуют.
Учить и не пущать
Домашняя работа. На свой страх и риск Галина Лукшина (справа) начала заниматься с 10-летней дочерью Алисой дома.
Несмотря на порок сердца и психологическую травму из-за травли в школе, 10-летней Алисе отказали в анскулинге. После случая, когда девочка в истерике выбежала из школы на проезжую часть, родители на свой страх и риск начали заниматься с ней дома. Недавно Алисе предложили сниматься в кино, что дало формальные основания временно не ходить в школу. Необычность, которая так раздражала одноклассников девочки, стала для неё преимуществом на съёмочной площадке.
– Она отличается от других детей и поведением, и речью, и мышлением. В то же время свободно общается с интересными ей сверстниками в художественной школе и клубе йоги. Домашнее обучение не только избавляет ребёнка от психологических и физических травм, но и намного выгоднее, поскольку не требует взяток и других необоснованных расходов, – убеждена мать Алисы Галина Лукшина.
Марина Коптелова, психолог детского клуба «Скворечник», работает с детьми с синдромом гиперактивности, которым дают временное освобождение от школы.
– Многие шестилетки не готовы к классно-урочной системе из-за особенностей своего развития. А гиперактивные дети просто не в состоянии высидеть за партой 45 минут, они не могут сосредоточиться. От этого возникает много проблем. Школьный психолог может рекомендовать таким детям пройти освидетельствование у психиатра, но постоянное освобождение от школы они не получат. Ведь синдром гиперактивности не является медицинским диагнозом, – говорит психолог.
Противники анскулинга призывают подумать о социальной адаптации детей, у которых якобы может сформироваться комплекс исключительности.
– Внешкольное образование оправдано только для больных детей, – считает глава Ассоциации руководителей школ Украины Елена Онац. – Родители, отстаивающие право на семейное обучение, слишком уверены в себе: они не знают предметов, не владеют методиками, не смогут объяснить правило, формулу, теорему, ведь для этого нужны профильные знания. Кроме того, «семейные» дети не научатся общению с ровесниками, не смогут адекватно оценить себя. Да и на каком основании мы станем аттестовать таких детей, если ответственность за обучение будут нести родители? Как массовое явление семейное образование однозначно недопустимо.

Домашнее обучение
США 1,5 млн
Канада 80 тыс.
Великобритания 50 тыс.
Внешкольное образование признано в Венгрии
Запрещено в Германии, Голландии


У запрещённого де-юре анскулинга появляется всё больше как сторонников, так и противников в Украине. Первые хвалят эту систему за качественное обучение, отсутствие нежелательного окружения, внимание к потребностям ребёнка, за экономию средств и времени. Противники критикуют анскулинг за отсутствие единых стандартов и навязывание детям единственной – родительской – точки зрения. Тем временем научные исследования в США подтвердили: у детей, находящихся на семейном обучении, самооценка выше, знания лучше, а социальных связей больше, чем у школьников.
Что такое анскулинг
Анскулинг (от англ. unschooling) – система взглядов, которая отрицает школьное образование и делает ставку на обучение в семьях. В 60–70-е годы возникла в США: многие американцы стали забирать детей из школ, взяв на себя заботы об их домашнем обучении. Идеологом этого подхода стал Джон Холт, автор книг о проблемах образования «Как учатся дети», «Как дети становятся неудачниками», а также издатель журнала «Растём без школы».
Анна Карашивская, для Фокуса
http://focus.ua/society/65042
Судьба ничего не дает в вечную собственность
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Школа: как пережить и не потерять здоровье

Когда мы выбираем для своих детей школу, то хотим, чтобы она давала им как можно больше знаний, и редко задумываемся, а будет ли школа заботиться о здоровье своих учеников. Исследования показали, что сегодня среди выпускников украинских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! В среднем – один ученик на класс. Половина выпускников не может получить профессию по душе из-за плохого состояния здоровья. И здоровье наших детей резко ухудшается именно за годы обучения в школе.
Нельзя сказать, что такое положение вещей не волнует педагогов, ученых, государственных мужей. Волнует. Об этом пишут, это обсуждают на совещаниях и конгрессах. Но в реальной жизни пока ничего не меняется.
Урок в движении
Доктор медицинских наук Владимир Базарный уже больше четверти века ищет способы, как защитить организм ребенка от неблагоприятного воздействия современной школы. Он считает, что главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка.
Ученый разработал несложные приемы, которые позволяют любому учителю вести уроки так, чтобы дети находились в движении. Например, в классе на половине парт стоят специальные конторки, часть урока дети за ними пишут и читают стоя. Причем стоят они в носочках на массажных или самодельных ковриках с нашитыми на них пуговицами, невольно переминаясь с ноги на ногу.
Методические материалы расположены в классе так, что детям все время приходится поворачиваться в разные стороны и искать их взглядом. На потолке нарисованы офтальмологические тренажеры, ученики, время от времени водя взглядом по этим линиям, дают отдых глазам.
Наш мозг устает от созерцания прямых линий, он не создан для их наблюдений, потому что в природе прямых линий нет. Кстати, это одна из причин, почему нас утомляет городской пейзаж. Чтобы сгладить неприятное впечатление от прямых углов классной комнаты, школьной мебели, стендов, в классе на стенах, на доске много волнистых линий. Даже картинки, необходимые для урока, учитель развешивает на доске не горизонтально, а волно-образно. Все эти приемы используют последователи Базарного в сотнях школ страны.
Впрочем, конторки, возможность переходить на уроке с места на место, то вставать, то садиться – не новшества, придуманные самим В. Ф. Базарным. Писали и читали стоя и в школах XIX века, картина Н. Богданова-Бельского «Устный счет» наглядно показывает, что ученики дореволюционной сельской школы имели возможность ходить по классу во время решения математических задач. Не сидят, замерев за партой, а ходят по комнате, располагаются на полу и ученики младших классов в школах США. Но В. Ф. Базарный и не отрицает, что он только научно обосновал весь тот хороший опыт, который существовал когда-то в школе. И убедился, что его метод работает. Эксперимент, который был проведен в четырехстах школах показал, что у 95% детей, обучавшихся в тех классах, где применялись методики Базарного, здоровье не только не ухудшилось, но и улучшилось! Исправилась осанка, повысилась острота зрения, дети опередили в росте своих сверстников.
Феномен раздельного обучения
Не только эти простые новации В. Ф. Базарный предлагает ввести в школах. Он активный сторонник раздельного обучения мальчиков и девочек в начальных и средних классах. Дети могут ходить в одну школу, вместе играть на переменах, участвовать в общих школьных мероприятиях, но учиться мальчики и девочки должны раздельно. Такое обучение позволит педагогам учитывать особенности гендерного развития (все знают, что мальчики и девочки взрослеют не одновременно), избавит школьников от лишних стрессов и не нанесет вред их здоровью.
Идею раздельного обучения поддерживают и многие физиологи. Мозг мальчиков и девочек развивается по-разному и с разной скоростью. В младших классах девочки опережают мальчиков в развитии: они лучше выполняют типовые задания, лучше отвечают и устно и письменно, потому что речь их в этом возрасте более развита, легче выполняют некоторые мыслительные операции… До 5–6-го класса девочки доминируют и физически, и интеллектуально, и социально. А мальчики находятся в состоянии постоянного стресса, потому что школа в лице учительниц-женщин требует от них, чтобы они подражали успешным девочкам и в поведении, и в учебе, подавляли в себе мужское начало, природные мужские особенности. Да еще девочки, более зрелые и физически и духовно, в младших классах навязывают мальчикам свои пристрастия, привычки, взгляды, страхи… В результате многолетний стресс не только ухудшает здоровье мальчиков, за школьные годы они теряют истинно мужские качества– целеустремленность, уверенность в своих силах, умение отвечать за свои решения и отстаивать свое мнение…
Раздельное обучение, которое применяется в экспериментальных школах, демонстрирует любопытные результаты. Мальчики, вышедшие из «мужских» классов, по росту оказываются выше своих ровесников: в московской школе № 760 имени А. Маресьева, которая больше 20 лет использует некоторые технологии В. Ф. Базарного, выпускников ростом ниже 180 см не бывает. У всех хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения.
Но ведь и девочкам раздельное обучение идет на пользу! Исследование, которое много лет вел в этих школах Институт гигиены детей и подростков, показывает, что здоровье учениц «девчачьих» классов намного лучше, чем у их сверстниц из смешанных классов. У них были лучше и показатели пульса, и артериального давления, и состояние желудочно-кишечного тракта, они демонстрировали более высокую работоспособность. Все мальчики и девочки, которые обучаются раздельно, болеют в 3–4 раза меньше, чем их сверстники.
Зачем секундомер и шариковая ручка?
Однако не все физиологи поддерживают точку зрения, что именно раздельное обучение сохранит здоровье нашим детям. Есть те, кто главным врагом здоровья считают современные методики преподавания. Например, директор Института возрастной физиологии РАО доктор биологических наук Марьям Безруких уже много лет доказывает вред безотрывного письма и чтения на скорость в начальных классах.
Как определить, научился ли ребенок читать? И вот учителя с секундомером в руках замеряют, сколько слов в минуту может протараторить первоклассник. Или берет малыш с первого дня обучения в школе шариковую ручку и учится писать, не отрывая «пера» от бумаги. А оказывается, когда раньше дети писали стальным пером, они испытывали гораздо меньший стресс. Их руки не сводила судорога усталости, у них не поднималось артериальное давление и не учащался пульс, потому что рука выписывала каждую букву в отдельности, мышцы получали микропередышку между нажимами пера, и, пока рука тянулась к чернильнице, мозг и нервная система отдыхали от самой сложной работы из всех, что доводится выполнять человеку, – от письма.
Исследования показывают, что сегодняшние школьные методы обучения неэффективны, для 90% детей учеба в школе не интересна! Знания, которые дает школа, не вызывают эмоций и потому отторгаются мозгом. Увы.
Рабочий день крепостного крестьянина
Да разве только неправильные методики преподавания подрывают здоровье детей? Посмотрите, какой объем информации должны усвоить дети. Рабочий день старшеклассника длится 12,5–14,5 часов. Просто как у крепостного крестьянина или раба Древнего мира. Чтобы выполнить все, что задали на дом, школьник не должен гулять, заниматься спортом, у него не остается времени ни на чтение, ни на увлечения, ему приходится сокращать время сна.
Программы, по которым дети сейчас учатся в школе, в 40% случаев ориентированы на «продвинутый» уровень образования, в то время как одаренных детей примерно 6%, способных – 15%. То есть дети их изначально не могут усвоить. В школах появляются все новые предметы. Кто же будет спорить, что иностранный язык, например, лучше учить с первого класса, чем с пятого; и лучше после школы знать два иностранных языка, чем один; и что в школе нужно преподавать граждановедение (мы ведь хотим получить поколение ответственных сознательных граждан, не так ли?); и что знакомство с мировой культурой – это прекрасно, это необходимо. Но ведь и курс математики остался в школе в том же объеме, что и раньше, и курс химии, физики, русского языка, географии… тоже. И ведь при таких безумных нагрузках наши дети не стали образованнее. Родители выпускников знают, что без дополнительных занятий, без подготовительных курсов и репетиторов поступить в вузы сегодняшние выпускники не в состоянии.
Что могут родители
Но что же можем сделать мы, родители? Разработать другие методики преподавания мы не в силах, это дело профессионалов. Написать другие учебники – тоже. Отдать своих детей в школы, где мальчики и девочки учатся раздельно? На всех таких школ не хватит. И вряд ли их станет больше в ближайшее время. В «мальчишечьих» классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения. И все-таки кое-что мы сделать можем.
Во-первых, выбирая альма-матер для своего ребенка, посмотрите: она будет только давать знания или еще и хоть как-то заботиться о здоровье своих учеников. Не надо думать, что если ребенку дадут много знаний, их ему хватит надолго. Век назад знания обновлялись каждые 30 лет. Сегодня только за один год обновляется 15% знаний. Ребенку придется учиться всю жизнь, и на эту учебу у него должно хватить здоровья. Посмотрите на выбор школы с этой точки зрения. Если рядом с вашим домом есть школа с раздельным обучением мальчиков и девочек, отдайте ребенка в нее. Если в ближайшей школе учителя применяют какие-нибудь оберегающие здоровье детей методики или технологии, хорошо. Если в школе хотя бы проводят физкультминутки на уроках, а на переменах поят детей фиточаями или кислородными коктейлями, и то польза.
Во-вторых, несколько инициативных родителей, объединившись, могут вынудить школу позаботиться о здоровье учеников. Заказать конторки – дело недорогое, исправлять потом ребенку осанку курсами лечебной физкультуры и массажами обойдется дороже, поэтому конторки можно установить в классе за родительский счет. Можно самим начертить на потолке класса офтальмологические тренажеры и убедить учителя пользоваться ими на уроке, хотя бы на 2–3 минуты давать отдых глазам. Можно при очередном ремонте покрасить в классах стены так и так расположить наглядные пособия, чтобы детям было комфортно находиться в этом помещении каждый день. И можно задать директору и завучу вопрос: какие современные методики из тех, что позволяют детям усваивать материал без стресса, без страха перед оценкой, используют учителя этой школы? Эти методики известны, они обсуждаются в педагогической печати и их пора применять. Кстати, опросы показали, и большинство учителей – 79% – не против того, чтобы их освоить.
Главное, чтобы школа понимала, какой ценой она вбивает в бедные детские головы знания.
Что ухудшает зрение
Чем больше времени дети проводят в помещениях, тем больше шансов, что у них разовьется близорукость, считают австралийские ученые. В Сингапуре 80% призывников 18-летнего возраста близоруки, 30 лет назад этот показатель составлял только 25%.
Около 80% школьников из религиозных школ Израиля, где отводится много времени на изучение библейских текстов, страдают близорукостью, в обычных школах близоруких детей только 30%.
«Драмкружок, кружок по фото…»Внешкольная нагрузка – благо как для детей, так и для их родителей, а вовсе не источник усталости и стресса, говорят американские ученые. Исследования показывают, что 10–20 часов в неделю внешкольной активности (участие в спортивных секциях, творческих кружках) впоследствии уберегают подростков от вредных привычек, помогают им получить хорошее образование и улучшают… отношения с родителями.
Спорт и поведение
Подростки, которые занимаются спортом и много двигаются, меньше склонны к рискованному поведению, делают вывод американские ученые. Они обследовали 12 тысяч учащихся средних и старших классов и убедились, что подвижные подростки имеют более высокую самооценку, лучше учатся, реже курят, пьют и пробуют наркотики. Такую пользу им приносят не только организованные тренировки, но и любая физическая активность, например, катание на скейтах.
Поспать бы!
Занятия в школе начинаются слишком рано, считает швейцарский нейробиолог Анна Вирц-Жюстис. Если бы уроки начинались в 9.30 утра, дети бы высыпались и лучше концентрировали внимание и использовали свою память.
За последние 20 лет средняя продолжительность сна сократилась с 8,3 до 7 часов, говорят ученые. В Европе рабочий день начинается очень рано. Однако большинство людей – «совы», если бы не обстоятельства, мы бы ложились спать в 0.30 и вставали бы в 8.30 утра.
Йод для ума
Около 70% детей не получают достаточного количества йода с продуктами питания.
Недостаток йода в питании плохо влияет на развитие мозга. Это приводит к снижению интеллектуального уровня на 10–15%. Выход – употреблять дома в пищу йодированную соль. Дешево и сердито. А главное – эффективно!
В школу – только пешком!
Для лучшей умственной активности в школу надо ходить пешком. Это показали исследования, проведенные в Великобритании. Транспортная опека родителей плохо сказывается на учебе детей.
Не давите на детей!
Школьники Великобритании испытывают сильное давление со стороны родителей и педагогов, которые ожидают от них все больших успехов и достижений. Детей «подстегивают» всевозможными тестами, без конца определяют их способности, вместо того чтобы создать условия, при которых они учились бы без страха быть «отбракованными», заявил глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский. Он считает, что каждый десятый школьник Великобритании страдает депрессией и число таких детей значительно выше, чем в других странах Европы.
Следите за осанкой!
У каждого десятого ребенка изношены межпозвоночные диски. К такому выводу пришли шотландские врачи, обследовав 11-летних детей при помощи магнитно-резонансной томографии. Причем лишь треть детей с проблемами позвоночника жаловались на боли в спине. Ученые считают, что, несмотря на отсутствие симптомов, эти изменения могут привести к развитию межпозвонковых грыж, поэтому надо больше уделять внимания правильной осанке и физической активности детей.
Живительный глоток
Несколько глотков воды, сделанных во время умственного напряжения, снимают усталость и помогают при головной боли, установили британские ученые. Поэтому в школах Великобритании дети каждый день получают бутылки с питьевой водой и им разрешено ее пить на уроках.
Кому в школе трудно
Треть учащихся с трудом адаптируются к требованиям школы, считают специалисты Института мозга человека РАН. Особенно трудно приходится первоклассникам, пятиклассникам, только что перешедшим из начальной школы в среднюю, и подросткам старше 12 лет. Школьную дезадаптацию можно распознать по таким признакам: ребенок отказывается посещать занятия, не может сконцентрироваться на выполняемой работе и довести ее до конца, страдает головными болями, тиками, страхами… Оставлять эти явления без внимания нельзя, надо обращаться к неврологу или психологу. Существуют различные программы по реабилитации таких детей. Специалисты проводят психологическую коррекцию ребенка, назначают ему фармакологические препараты, дают рекомендации родителям и учителям.
www.aif.ru
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Ученикам британской школы раздали нетбуки
Ученики средней школы города Ритлингтон (Writhlington) получили от учебного заведения нетбуки. Эта школа первой в Великобритании предоставила портативные компьютеры всем учащимся, пишет The Daily Mail.
Всего нетбуки производства компании Dell были розданы 1400 учеников в возрасте от 11 до 18 лет. Учащиеся получили возможность использовать нетбуки на занятиях и забирать их домой. Ученики смогут делать доклады с использованием устройств и подключаться к школьной сети из дома, если они заболеют. Так, они смогут удаленно сдать домашнее задание и сразу же получить рекомендации учителя.
Этот проект был осуществлен в рамках строительства нового здания школы, бюджет которого составляет 25 миллионов фунтов. Закупка нетбуков обошлась школе по меньшей мере в 400 тысяч фунтов. При этом розничная стоимость нетбуков Dell составляет 400 фунтов, а учебному заведению удалось приобрести их со скидкой.
Однако владение нетбуками не будет бесплатным. Школа попросила родителей перечислять ей 2 фунта в неделю за использование устройств. Заместитель директора школы Уилл Робертс сообщил, что 90 процентов родителей согласились оплатить стоимость приобретения и страховки нетбуков. Остальным будет предложена финансовая помощь.
Whrithlington School входит в сотню лучших средних школ Великобритании. Она носит название Школы специалистов бизнеса и предпримательства, сохраняя при этот статус среднего учебного заведения. В ней школьники обучаются с 7 по 13 классы, после начальной школы и перед поступлением в ВУЗ.
http://www.lenta.ru/news/2010/03/30/notebook/
Чтобы увидеть радугу - нужно пережить дождь
Как выбрать школу
Как славненько: выбираем школу. Ну в большом городе еще понятно, кому-то повезет, можно и выбрать.
А как же выбирать тем, кто в селе живет :|
Одна школа на все село :hmm:
Большой выбор :?
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Большой выбор :?
Выбора никакого.
И не только в селе, но и в городе очень часто проблемно выбрать.
:)
Время как зеркало отражает всю правду
Как выбрать школу
Аватара пользователя
Случайно встретила персональный сайт одного молодого человека. Его мысли и взгляды на жизнь и образование очень схожи с моими. Делюсь информацией с его сайта :)
Открыть текст - Самое важное умение в жизни
Открыть текст - Школа - Взгляд на Систему со стороны
Судьба ничего не дает в вечную собственность
Как выбрать школу
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. :-D
Шиллер
Как выбрать школу
Открыть текст - Дети житомирских музыкантов Малиневских наотрез отказались от школы
:rok:
К информации: житомиряне Светлана и Валерий Малиневские, продюсеры и основатели Международной Творческой Лаборатории «Камертон Любви».

Гостевая авторизация!

Введите в ниже доступное поле своё имя или никнейм которое отобразится в сообщении.

Также, обратите внимание - все гостевые сообщения проходят премодерацию!